Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Полунощница

Полунощница (греч. μεσονυκτικόν) — в визант. и ряде др. литург. традиций одно из богослужений суточного круга. П. является первой из часовых служб начавшегося дня: она открывает собой новый день после ночного сна; ввиду монаш. практики вставать еще затемно, задолго до рассвета, П. совершается во 2-й пол. ночи, но, как правило, не строго в полночь.

В визант. обряде различаются вседневная, субботняя и воскресная П. Вседневная состоит из чтения Пс 50 и Пс 118, Никео-Константинополъского символа веры, песнопения Се жених грядет в полунощи, Пс 120 и Пс 133 и тропарей; субботняя и воскресная П. содержат некоторые отличия от вседневной. Согласно визант. монаш. традиции, П. призвана напоминать полуночную молитву Христа перед принятием Им добровольных страданий, а также поддерживать постоянную память о дне Его второго пришествия, которое, по распространенному в Церкви верованию, основанному на некоторых словах Иисуса (ср. Мф 25, 1-13), должно произойти именно в полночь.

Утреннее молитвенное правило в правосл. молитвословах во мн. местах дублирует тексты чина П.

Особое место принадлежит пасхальной П., которая в сложившемся богослужебном обиходе визант. обряда предваряет утреню, открывающую праздник Пасхи. Пасхальная П. содержит повторение чтения канона Святой субботы, т.о. замыкая собой Страстную неделю (седмицу).

В визант. обряде П. остается исключительно монаш. службой. Единственным исключением в приходской богослужебной практике является пасхальная П.

В рим. традиции функциональным соответствием П. была утреня (matutinum), в древности называвшаяся также бдением (vigiliae), которая состояла из 1 или 3 ноктурнов (доел, «ночных»): исходно она начиналась ок. 2 ч ночи, но в эпоху зрелого Средневековья возникла тенденция переносить ее на вечер накануне. При общинном служении обычно непосредственно после утрени совершались лауды (laudes).

Особенным богослужением в рим. традиции была темная П. (tenebrae— досл. «мрак»), представлявшая собой соединение утрени и лауд четверга, пятницы и субботы Страстной недели и совершавшаяся поздним вечером накануне каждого из этих дней. Темная П. начиналась при свете 15 свечей, горевших на большом подсвечнике в форме вертикального треугольника. После каждого из 15 псалмов, входивших в последование, гасилась одна свеча; постепенно храм погружался по мрак, и завершающая часть службы совершалась в полной темноте. Это имело многоплановую символику (временное наступление власти князя тьмы, наступление тьмы во время распятия Иисуса, Его сошествие во ад). В конце темной П. имел место также предписанный рубриками «шум и грохот»; это напоминало о землетрясении, которым сопровождалась смерть Христа.

После литургической реформы 2-й пол. XX в. темная П. не была сохранена в составе Литургии часов, однако аналогичные ей богослужения последних дней Страстной недели с постепенным гашением свечей совершаются во мн. регионах.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1607-1608.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024