Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Креcтнoe знамение

Креcтнoe знамение (греч. τό του σταυρού σημεΐον, лат. cnicis signatio)— литург. жест, изображение верукющми знака Креста Господня (рукой или к.-л. литург. предметом) во время личной молитвы или богослужения, форма К.з., возможно, имеет еще в.-з. корни: во мн. раннехрист. текстах знак Креста изображался в форме «тав», последней буквы евр. алфавита, символизировавшей Бога (ср. Иез 9, 4 — масоретский текст и Вульгата); ко времени появления христианства имя Бога — «Яхве» передавалось на евр. надгробиях с помощью прямого или косого креста. Христиане, прибавив к этим значениям ассоциацию с формой орудия казни Иисуса и с первой буквой греч. слова «Χριστός», стали использовать эти знаки как символы посвящения верных Христу.

В раннехрист. Церкви К.з. совершалось правой рукой (часто одним пальцем) отдельно на разных частях тела чаще на лбу, но также на груди, устах, глазах, руках, плечах (ср. совр. малое К.з. в лат. обряде). Свидетельства о совершении К.з. присутствуют в текстах III в. (напр., в соч. Тертуллиана De corona militis III, 4).

К.з. стало одной из форм благословения — как во время богослужения, так и вне его. К.з. совершалось над готовящимися к крещению катехуменами и новорожденными младенцами, над поставляемыми клириками, над крещальной водой, миром, евхарист. дарами и т.п. Благословение с помощью К.з. совершалось по-разному: одним или неск. вытянутыми пальцами, а также открытой кистью руки. На памятниках ранней христ. иконографии (как на Востоке, так и на Западе) благословляющая рука (Иисуса Христа, епископов, святых) часто изображена с вытянутыми указательным и средним перстами (что символизирует две природы во Христе — Божественную и человеческую) и сложенными вместе тремя остальными. Широкое распространение этой формы К.з. было, вероятно, обусловлено спорами с монофизитством. Форма совершения К.з. тремя перстами могла символизировать Пресв. Троицу.

С течением времени формы К.з. стали унифицироваться в рамках местных церковно-культ. традиций. Неизменной осталась последовательность жестов при осенении: сначала вертикальный жест (сверху вниз), затем — горизонтальный.

Влат. обряде осенение себя малым К.з. совершается большим пальцем (изображается знак креста поочередно на лбу, устах и груди). Большое К.з. первоначально осуществлялось тремя пальцами правой руки. Так, в нач. ХШ в. Папа Иннокентий III в соч. De sacro altaris mysterio предписывал совершать К.з. тремя пальцами правой руки так, чтобы движение совершалось сначала сверху вниз, а потом справа налево. Однако впоследствии общеупотребительной на Западе стала практика совершения К. з. открытой кистью руки в направлении сверху вниз и слева направо. Этот молитвенный жест был окончательно зафиксирован после Тридентской реформы (XVI в.). Во время мессы верующие совершают К.з. При начальных и заключительных обрядах; предстоятель осеняет дары К.з. во время молитвы об их освящении; малое К.з. совершается всеми верующими перед чтением Евангелия. К.з. обычно сопровождает или завершает определенную (обычно краткую) вероисповедную формулу, напр., малую доксологию («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков»). В каролингскую эпоху на Западе К.з. совершалось после призывания Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Греки обычно осеняли себя К.з. при произнесении молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». К.з. в богослужении может означать печать Христа (на частях тела катехумена в знак полной принадлежности его Христу); исповедание веры во Христа; подтверждение власти Христа над нечистыми духами (при экзорцизме); призывание благодати Божией; благословение людей или предметов. До литург. реформы II Ватиканского собора священники благословляли Св. Дары двумя вытянутыми перстами (указательным и средним); таким же образом благословляли народ Римские папы.

В совр. визант. традиции осенение себя К.з. совершается поочередным прикосновением ко лбу, груди, правому и левому плечам (горизонтальное движение — справа налево) соединенными вместе большим, указательным и средним пальцами, безымянный палец и мизинец в это время остаются прижатыми к ладони. Сложение вместе трех пальцев толкуется при этом как символ Троицы, а двух пальцев — как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой. Более ранней формой было двуперстие — К.з. с вытянутыми вместе указательным и средним пальцами и сложенными вместе большим, безымянным пальцами и мизинцем, несущее ту же смысловую нагрузку, что и троеперстие. Двуперстие пришло на Русь из Византии еще во времена крещения Руси. Впоследствии греки унифицировали форму К.з., сменив двуперстие на троеперстие (по-видимому, в ΧΙΙ-ΧΙΠ вв., поскольку еп. Пётр Дамаскин в сер. XII в. еще писал о двуперстии); у русских же прежний обычай оставался без изменений (троеперстие, ставшее известным на Руси не позднее XV в., осуждалось на Стоглавом соборе в 1551), пока патр. Никон в качестве первой из своих реформ (1653-56) не привел рус. практику перстосложения при К.з. в соответствие с современной ему греческой. Вопрос о форме К.з. стал одним из ключевых в полемике старообрядцев со сторонниками никоновской реформы (старообрядчество).

С. Никитин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1365-1367.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 18665
    Сессий: 43
    Сейчас на сайте: 10





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024