Антифон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Антифон

Антифон (лат. antiphona, от греч. αντιφώνος - "звучащий в ответ") - короткий рефрен, используемый в литургии лат. и визант. обрядов с сер. IV в.; начинает и завершает пение псалма; до X в. повторялся после каждого стиха. С одной стороны, А. служит для того, чтобы задать тон речитации псалма, с другой (с помощью выделения к.-л. вероучительной истины или добродетели святого) - для обращения особого внимания на главную тему соответствующего празднования. А. называли также некоторые песнопения, возникшие в X-XII вв. и не всегда имевшие связь с псалмами (напр. богородичные и процессионные А.). В восточнохрист. традиции А. присутствуют как в Божественной литургии, так и в утрене и вечерне.

Возникновение А. связано с в.-з. традицией пения псалмов и библ. песен (canticum), воспринятой христианами во II в.; изначально А. исполнялись попеременно певчим и народом, а с V в. - поочередно двумя хорами. Эти А. представляли собой стихи из псалмов и др. книг Св. Писания, строки из христ. поэзии либо из актов мучеников и являлись формой силлабического пения. Популяризаторами антифонного пения были Игнатий Антиохийский, Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский, благодаря которому эта разновидность литург. пения распространилась в Зап. Церкви. В нач. V в. Папа Целестин I включил А. в мессу, а впоследствии они вошли в григорианские (а также амвросианское и мозарабское) пение.

Возникновение в нач. VIII в. А. с богатой мелодикой и развернутой формой привело к тому, что их стали исполнять только певчие. Практика повторения А. после каждого стиха постепенно отмирала, сохранившись только в предначинании (invitatorium). От антифонного пения псалмов происходят и некоторые песнопения мессы - интроит (входное песнопение), офферторий (песнопение на приношение даров), коммунио (причастное песнопение), называемые также: antiphona ad introitum, antiphona ad offerendum, antiphona ad communionem.

А. стал наиболее распространенным жанром песнопений Зап. Церкви, подразделяющимся на неск. видов согласно месту в богослужении, продолжительности и содержанию текста, развитости мелодии.

Подавляющее большинство А. являются частью оффиция (Литургии часов). Они отражают специфику праздника или периода церк. года и времени суток, согласуясь при этом с соответствующими псалмами и библ. песнями, в т.ч. и по муз. ладу. Отдельную группу составляют т.н. О-антифоны, или antiphonae majores (А. к Magnificat в последнюю неделю Адвента), на тексты из ВЗ, содержащие пророчества прихода Мессии.

А. посвящения - песнопения, прославляющие Спасителя, Деву Марию и святых; их особенность - самостоятельное использование, отсутствие или утрата связи с псалмами и библ. песнями. Наиболее многочислены богородичные А. (antiphonae Beatae Mariae Virginis); начиная с эпохи позднего Средневековья, самые известные из них - Alma Redemptoris Mater, Ave Regina coelorum, Regina coeli, laetare и Salve Regina.

Процессионные А. предназначены для использования во время церк. процессий; сочиненные в эпоху позднего Средневековья, они отмечены развитой мелодикой, нередко искусно орнаментированной.

В отличие от зап. традиции, в Вост. Церкви понятие А. не связано с самостоятельным гимнографическим жанром, а закрепилось преимущественно за песнопениями, предполагающими антифонный принцип исполнения. Тексты А. на Востоке - по большей части псалмы: таковы антифоны вечерни (Блажен муж), А. литургии - вседневные (Пс 9-10, 93, 95), изобразительные (Пс 103 и 146), звучащие по воскресеньями и праздникам, и праздничные (избранные строки различных псалмов, соответствующие содержанию праздника), звучащие в двунадесятые праздники и во все дни Светлой седмицы. Тексты А. утрени составлены по образцу Псалмов восхождения (или Степенных псалмов): 120-134.

В наст. время в визант. обряде ближе других к зап. трактовке А. стоят праздничные А. литургии: каждый из псалмовых стихов в них имеет неизменный припев, аналогичный краткому зап. А. Один из ближайших аналогов древней зап. традиции - Песнь Богородицы: при исполнении на утрене визант. обряда каждый ее стих получает величальный припев Честнейшую херувим...

М. Насонова

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 282-284.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 737
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 3





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019