Богоявление - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Богоявление

Богоявление ( греч. έπιφάνεια — появление, откровение (6ожества)) — праздник, представляющий собой литург. воспоминание пришествия в мир и явления миру Бога в лице Иисуса Христа; в лат. обряде — торжество, представляющее собой литург. воспоминание трех еванг. событий: поклонение волхвов (Мф 2, 1-12), крещение Иисуса (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34) и чудо в Кане Галилейской (Ин 2, 1-11). Слово έπιφάνεια первоначально использовалось применительно к самому факту явления Сына Божия в мир, т.е. Его рождения. Др. названия праздника в древности и в Средние века — Theophania (Богоявление), manifestatio (явление), declaratio (проявление, обнаружение).

Впервые термин Б. упоминается на рубеже II-III вв. у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, т.е. начала исполнения Им Своего мессианского служения. В нач. IV в. это празднование приобрело широкое распространение на Востоке, а в сер. IV в. проникло на Запад. Параллельно на Восток пришла с Запада традиция праздника Рождества Христова, который во многих поместных Церквях (в т.ч. в Иерусалиме) праздновался 6 января, в один день с Крещением Господним. В VI в. Рождество Христово на всем Востоке закрепилось как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря, а Б. стало исключительно воспоминанием крещения Иисуса.

На Западе праздник Б. уже с V в. ассоциировался с тремя вышеупомянутыми еванг. событиями. Именно в таком качестве Б. закрепилось к эпохе зрелого Средневековья во всех зап. литург. обрядах, причем воспоминание поклонения волхвов находилось на первом плане.

Поскольку оформившиеся в Средние века предания наделяли еванг. волхвов царским достоинством, в ряде стран Б. получило название «Праздника трех царей», У некоторых народов (напр., испанцев) в память о дарах волхвов обычай обмена подарками связывается именно с этим днем (а не с Рождеством Христовым или днем св. Николая).

Хотя Б. на Западе почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса, в эпоху Средневековья в отд. регионах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения, заимствованный из Византии.

В результате реформы литург. календаря после II Ватиканского собора крещение Господне стало праздноваться в лат. обряде как самостоятельный праздник, приходящийся на первое воскресенье после Б., а само Б. празднуется в ранге торжества 6 января либо, по решению местных церк. властей, в ближайшее к этому дню воскресенье.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. С. 649-650.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024