Евхаристическая молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Евхаристическая молитва

Евхаристическая молитва (лат. prex eucharistica) - главная часть Божественной литургии; прежде также называлась каноном освящения (canon consecrationis), для отличия от причастного канона (canon communionis).

История. В ранней Церкви Е.м., называвшаяся также анафорой, не имела четко определенной формы; со временем для Е.м. стали использовать тексты, авторами которых были апостолы и Отцы Церкви. Наиболее древняя из известных Е.м. восходит к нач. III в. и содержится в Апостольском предании Ипполита Римского. Осн. типы Е.м. сформировались во 2-й пол. IV в.; тогда же в Зап. Церкви была введена единственная и постоянная Е.м., впоследствии названная Римским каноном; ее форма окончательно определилась в кон. VI в.

В XX в. в Римский канон были внесены некоторые изменения, и в 1968 он получил название I Е.м.; тогда же были введены 3 новые Е.м. (II, III, IV), по форме подобные древним. Так, II Е.м. во многом воспроизводит Е.м. из Апостольского предания Ипполита Римского, хотя и содержит возглашение Sanctus, которого не было в древнем тексте. III Е.м. по форме близка к традициям галльской и исп. Церквей и анафорам Вост. Церкви. IV Е.м. напоминает вост. анафоры (особенно анафору св. Василия Великого) и восходит к антиох. традиции. В 1970-е появились также 3 Е.м. мессы с участием детей, 2 Е.м. о примирении, а также было разрешено вводить новые Е.м. для местных Церквей.

Чтобы к.-л. Церковь могла пользоваться собственной Е.м., конференция епископов этой страны должна обратиться к Апост. Престолу с просьбой утвердить Е.м., при этом сама конференция епископов имеет право изменять префации и вводить дополнительные тексты молитв в уже использующиеся ею Е.м. В нач. 1970-х были утверждены новые Е.м. для Католической Церкви в Австралии, Нидерландах, Бразилии. В 1991 была введена V Е.м. (полное название: Е.м., которая может использоваться в мессах о различных нуждах).

До литург. реформы Е.м. читалась священником вполголоса; согласно новому чину мессы, священник, совершающий литургию, должен читать Е.м. громко, чтобы верующие слышали и понимали слова молитвы. С целью более активного и сознательного участия верующих в мессе Св. Престол инициировал осуществление перевода всех Е.м. на нац. языки.

Структура. Е.м. начинается с префации, за которой следует возглашение Sanctus и эпиклесис (призывание Св. Духа на дары), во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа; далее следует анамнесис; потом священник просит Бога Отца принять жертву Церкви и нисполсать Св. Духа, соединяющего в любви с Богом и друг с другом тех, кто примет евахрист. Хлеб. Завершается Е.м. доксологией Per ipsum (Через Христа...), сопровождающейся вторым возношением Св. Даров.

В структуре Е.м. выделяются отд. смысловые части. Так, в начале I Е.м. следует молитва Te igitur (Тебя, всемилостивый Отче...), в которйо священник просит Бога стать главным совершителем таинства Евхаристии. В молитве Memento, Domine (Помяни, Господи...) священник ходатайствует о народе Божием. В молитве Communicantes (В единстве [со всею Церковью]...) прославляеются святые, прежде всего Пресв. Дева Мария. В молитве Hancigitur (Просим Тебя, Господи [...избавь нас]) священник просит Господа о блаженной участи для всех верных. Наконец, в молитве Quam oblationem ([Молим Тебя, Боже,] приношение наше...) вспоминается главное событие Тайной вечери - установление таинства Евхаристии. Далее следует пресуществление, после которого читается молитва Unde et memores (Вспоминая...) - в воспоминание воскресения и вознесения Иисуса Христа. В последующих молитвах священник вспоминает Богородицу и святых, молится о всей Церкви, о Папе Римском, о епископах, духовенстве, а также о живых и умерших членах Церкви. В молитве Memento etiam (Помяни также...) священник молится за усопших.

Е.м. могут иметь собственные префации (II Е.м., IV Е.м.) - как постоянные (IV Е.м.), так и меняющиеся в различные периоды литург. времени. Также в I, II и III Е.м. предусмотрены различные варианты молитв на главные праздники года.

II Е.м имеет собственную префацию, которая может заменяться другой, и рекомендуется также для служб по будним дням. Эпиклесис II Е.м. может предваряться молитвой, связанной с отмечаемым торжеством или праздником. Также возможно добавление некоторых молитв после анамнесиса (при совершении крещения, венчания и т.д.); в др. случаях непосредственно за кратким анамнесисом следует доксология Per ipsum.

III Е.м. носит ярко выраженный тринитарный характер, т.к. в молитве перед эпиклесисом упоминаются все ипостаси Пресвятой Троицы и их роль в деле спасения.

IV Е.м. посвящена истории спасения, от сотворения мира до Второго пришествия Христа; префация начинает размышления о спасении, продолжающиеся в последующих молитвах.

Е.м. мессы с участием детей, краткие и написанные простым образным языком, рассчитанным на детское восприятие, содержат более активный диалог священника с верующими, а также благодаря соответственно подобранным молитвам отражают различные периоды литург. года.

Главная тема Е.м. о примирении - единение человека с Богом и покаяние.

V Е.м. существует в четырех различных вариантах (А, Б, В и Г), различающихся префациями и молитвенными просьбами. Так, главное содержание варианта А - это особая молитва о единстве Церкви; гл. мысль варианта Б - Бог, Который ведет Свою Церковь путями спасения; вариант В. говорит об Иисусе как Пути к Богу Отцу; вариант Г показывает Иисуса Христа как образ любви.

И. Лупандин, Т. Шишова

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1771-73.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024