Евхаристия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Евхаристия

Евхаристия (греч. ευχαριστία, лат. eucharistia - благодарение) - таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной вечери, в котором силой Святого Духа совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Совершение этого таинства, являющееся прославлением Бога Отца и воспоминанием жертвы Христа, - это средоточие главного христ. богослужения, также называемого Е. или Святой мессой (в лат. обряде), Божественной литургией (как в лат., так и в вост. обрядах), Вечерей (Трапезой) Господней. В Е. наиболее совершенным образом проявляется присутствие в Церкви Иисуса Христа "благодаря силе Его Слова и Его Духа" (ККЦ 1358). Е. также называют сами Св. Дары.

В Новом Завете

НЗ содержит 4 фрагмента о происхождении Е. (Мф 26, 26-29; Мк 14, 22-25; Лк 22, 15-20; 1 Кор 11, 23-25), согласно которым это таинство установил Спаситель на Своей прощальной Вечере с учениками. При этом Иисус Христос использовал иуд. обряд преломления пасхального хлеба в воспоминание исхода евреев из Египта (ср. Втор 8, 3). Во время пасхальной трапезы Он произнес молитву благодарения над хлебом, а затем преломил его и подал ученикам со словами: "Примите, вкусите, это есть Тело Мое" (ср. Мк 14, 22); в конце трапезы (или по ее окончании) Он совершил также благодарственную молитву над чашей вина и подал ее ученикам, говоря: "Это есть Кровь Моя нового завета, которая за многих прольется" (ср. Мк 14, 24). Н.-з. описания евхарист. формулы различаются тем, что в Мф 26, 26-29 и Мк 14, 22-25 (в отличие от Лк 22, 15-20 и 1 Кор 11, 23-25) присутствуют слова о крови: "...за многих изливаемая" и отсутствуют слова: "Это совершайте в память обо Мне". Среди библеистов нет единого мнения относительно того, какой из этих текстов наиболее точно воспроизводит слова Христа во время Тайной вечери.

Учение Христа о Е. как небесном вечном Хлебе содержится в Его проповеди в Капернауме (ср. Ин 6, 25-59). Осн. положения этого учения: Е. духовно воскрешает вкушающих от нее, дает им вечную жизнь, а также соединяет верующих со Христом и друг с другом.

Важным свидетельством об истории Е. являются упоминания о собраниях первых христ. общин для совершения богослужений, содержавших обряд преломления хлеба как воспоминание о Господе, о Его земной жизни, Тайной вечере, искуплении, страдании и смерти, воскресении и вознесении на небо (Деян 2, 42; 20, 7-12). Об изначальной вере в реальное присутствие в Е. истинных Тела и Крови Христа говорят в т.ч. предостережения ап. Павла касательно недостойного принятия Е. (1 Кор 11, 28-32) и запрещение христианам участвовать в языческих культовых трапезах (1 Кор 10, 14-22).

Развитие богосл. представлений о Е.

Раннехрист. период и эпоха патристики. Раннехрист. апологеты и представители Александрийской богосл. школы (напр., Климент Александрийский) под влиянием платонизма при интерпретации Е. использовали концепцию "действительность-символ": будучи символом-образом, Е. являет в себе и отражает первообраз - Иисуса Христа, реально в ней присутствующего; с другой стороны, Е. устремляет участвующих в ней к своему первообразу, а именно к эсхатологической полноте присутствия Христа.

Каппадокийские Отцы называли Е. тайной истинного и полного единения со Христом, священной и глубоко таинственной действительностью, "Божественной мистагогией" (Григорий Нисский); они подчеркивали общинный и жертвенный характер Е., особое внимание обращая на то, что евхарист. тайна совершается благодаря действию Св. Духа, поэтому свое учение о Е. представляли в пневматологическом аспекте. Представители Антиохийской богосл. школы связывали спасительное действие, осуществляющееся в Е., с человеч. природой Христа и Его искупительной жертвой. В понимании Иоанна Златоуста содержанием евхарист. жертвы является дар, принесенный Иисусом Христом на кресте, а также дар, приносимый каждым участвующим в Е. Отцы Церкви также применяли соотношение "действительность-символ" к евхарист. дарам: хлеб и вино как образ и подобие воплощают собой Тело и Кровь Зриста, Который реально присутствует в евхарист. литургии, принося Себя в жертву посредством крестной смерти. Евхарист. хлеб и вино в иудеохрист. традиции и в учении греч. Отцов - это прежде всего анамнесис (литург. воспоминание) Боговоплощения (Дидахе 14, 1; Юстин Философ, Dialogus cum Tryphone Iudaeo 41, 1; Apologia 1, 66; ириней Лионский, Adversus haereses III, 19, 1; IV, 18, 4-5; V, 2, 3); так же, как Сын Божий принял тело от Девы Марии, в Е. Он через Св. Духа соединяется с жертвенными дарами. Александр. богословы (Евсевий Кесарийскиий, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др.) отмечали, что в Е. Тело и Кровь Христа открывают путь к единению с Логосом (Ориген даже преуменьшал значение физического причащения, считая особенно важным дух. причащение посредством еванг. слова, проповеди и молитвы). В V в. некоторые антиох. богословы, склонные к крайней форме диофизитства, основываясь на христологическом термине "неизменный", сформулированном в 451 на Халкидонском соборе, не признавали, что в Е. происходит пресуществление хлеба и вина, а утверждали, что в результате освящения Св. Дух (либо благодать) наполняет хлеб и вино, которые после этого можно называть Телом и Кровью Христа; согласно их представлениям, пресуществление означало бы смешение человеч. природы Христа с Божественной. В VIII в. ортодокс. учение о Е. разрабатывал Иоанн Дамаскин, утверждавший, помимо реальности пресуществления в Е. (PG 94, 145), испостасное единство евхарист. Тела и Крови с Предвечным Словом (PG 94, 1346).

Лат. Отцы Церкви (Киприан Карфагенский, Августин) для выражения присутствия Христа в Е. (не подвергая никакому сомнению его реальный характер) также пользовались понятиями образа, знака и подобия. Влияние этических идей стоицизма проявилось в разработке духовно-нравственного и пастырского аспекта Е., в особенности в соч. Киприана Карфагенского, согласно которому Е. придает верующему дух. силу для ведения нравственной жизни, укрепляет его в страданиях и служит источником единения с Христом и христ. общиной (Epistola 63 13; Epistola 69 5). Лат. богословы, подчеркивая жертвенный характер Е., стали называть евхарист. литургию "Новой жертвой" не в силу анамнесиса, а из-за непосредственного совершения жертвоприношения. Согласно Амвросию Медиоланскому, природа хлеба и вина претерпевает изменение вследствие произнесения евхарист. молитвы. Августин, разделяя традиционное учение Церкви о реальном присутствии Христа в Е. (Secmo 227), для выражения ее значения как знака ввел понятие sacramentum в качестве определения евхарист. хлеба и вина, а res sacramenti - в качестве определения Тела и Крови Христа. Согласно его учению, Е. как таинство Тела и Крови - это отражение (реальный символ) ист. Тела и Крови Христа, т.е. res этого таинства относится не только к собственно Телу и Крови, но и к Мистическому Телу Христову, которым является Церковь.

Средневековье. В сер. IX в. возник спор между бенедикт. богословами Пасхазием Радбертом (который определял Е. как реальность, отводя символу гносеологическую функцию) и Ратрамном Корбийским, утверждавшим лишь символический характер Е. В XI в. спор о Е. продолжил Беренгарий Турский; разделяя взгляды Ратрамна, он при интерпретации Е. ввел понятие субстанции, утверждая, что субстанцияхлеба и вина не пресуществляется в Тело и Кровь Христа, а лишь становится их символом. ответом на это гетеродоксальное богосл. мнение стало составленное для Беренгария кард. Гумбертом Сильва-Кандидским исповедание веры (DH 690), в котором Тело и Кровь в Е. трактуются как реальность, которой можно приобщиться чувственным (sensualiter) и подлинным (in veritate) образом в таинстве. В исповедании веры, провозглашенном на Римском соборе 1079, содержалось положение о присутствии в Е. Тела и Крови Христа в реальной субстанции и подлинной природе.

В XIII в. в учение о Е. были введены аристотелевские категории материи и формы; тайноустановительные слова относили исключительно к освящению как форме таинства, т.е. как подлинной действенной основе присутствия Тела и Крови Христа в хлебе и вине. Некоторые представители схоластики интерпретировали это присутствие в соответствии со строго ограниченным дословным содержанием рассматриваемых понятий, подразумевая присутствие под видом хлеба только Тела, а под видом вина - только Крови. Присутствие "всего Христа" (Его Тела, Крови, Души и Божества) под отд. видами в поздней схоластике было названо учением о конкомитанции (лат. concomitantia - сопровождение), в соответствии с которым присутствие Тела сопровождается присутствием Крови и Души, а присутствие Крови - присутствием Тела и Души; в силу же ипостасного единства присутствие Тела и Крови сопровождается присутствием Божества Христа (см. Фома Аквинский, Summa theologiae III, 76, 1-3).

Богосл. размышления на тему Е. Гуго Сен-Викторского, Петра из Пуатье, Петра Ломбардского, Александра Гэльского и в особенности Фомы Аквинского (содержащиеся в Summa theologiae III, 73-82) были сосредоточены на интерпретации учения о пресуществлении, определенном через понятие транссубстанциации (transsubstantiatio), которое было введено Роландом Бандинелли (впоследствии ставшим Папой Александром III) и официально принято Церковью в 1215 на IV Латеранском соборе. Иной точки зрения придерживался И. Дунс Скот, считавший, что не меньшего внимания заслуживает учение о консубстанциации (лат. consubstantiatio - сопребывание [субстанций]). Широкое признание получила теория Фомы Аквинского, согласно которой субстанция хлеба и вина пресуществляется в субстанцию Тела и Крови Христа при сохранении акциденций, свойственных хлебу и вину; благодаря этому Тело Христово, присутствуя под видом субстанции (per modum substantiae), не подчиняется физиологическим законам и имеет метафизическое, а не пространственное измерение. Развитие учения о пресуществлении в период Средневековья оказало влияние на формирование евхарист. культа: дарохранительница (а не алтарь) стала считаться центр. местом храма, а поклонение пресуществленному евхарист. Хлебу и его созерцание - средоточием мессы.

К вероучительным документам этого времени, касающимся Е., относятся: послание Cum Marthae circa (1202), адресованное Иоанну, архиепископу Лионоскому, Папой Иннокентием III (DH 782-784); исповедание веры против катаров (DH 800-802), принятое на IV Латеранском соборе; исповедание веры имп. Михаила VIII Палеолога (DH 851-861), принятое на II Лионском соборе; постановление Констанцского собора против заблуждений Джона Уиклифа (DH 1151-53), а также декрет того же собора Cum in nonnullis, обосновавший возможность совершения причащения только под видом хлеба (DH 1198-1200).

Новое время. В период Реформации дискуссии на тему Е. возобновились в связи со взглядами протест. богословов, однако догм. постановления Тридентского собора по этому вопросу, изложенные гл. обр. в Decretum de sanctissima Eucharistia (DH 1635-61), фактически положили конец спорам по поводу принципиальных моментов учения о Е. Собор определил реальное присутствие Тела Христова в Е. как истинное (vera), а не символическое, реальное (realis), а не посредством подобия, и субстанциальное (substantialis), а не только своей силой, как считал Ж. Кальвин. Собор подчеркнул, что при пресуществлении вся субстанция хлеба и вина полностью переходит в субстанцию Тела и Крови Христа (т.е. после освящения даров сохраняется только вид хлеба и вина), а также что под каждым видом и в каждой частице присутствует "весь Христос". Кроме того, в соборном декрете говорилось о необходимости участия в Е. в состоянии благодати, о принятии причастия с верой и любовью.

В XX в. новый импульс развитию богосл. мысли о Е. придало литург. движение. В бенедикт. монастырях Бёрон и Мария Лаах развивалась богосл. интерпретация присутствия евхарист. Христа и Его спасительного действия, нашедшая свое отражение в энц. Папы Пия XII Mediator Dei (DH 3855) и в конст. II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium. Многие катол. богословы XX в. (И. Конгар, А. де Любак, М.-Д. Шеню, Ж. Даниелу) отмечали необходимость рассмотрения вопроса о Е. в контексте спасения, которое совершается одновременно в персональном (посредством веры) и сакраментальном (opus operatum) аспекте. Представители библейско-экумен. направления в катол. богословии также подчеркивали спасительный характер Е.; результатом их деятельности стали межконфес. встречи богословов в бенедикт. аббатстве Шеветонь, посвященные в т.ч. обсуждению реального присутствия Христа в Е. С 1966 учение о Е. с использованием положений феноменологии развивал Э. Схиллебекс.

Тема Е. постоянно присутствует в межхрист. диалоге. Комиссия Всемирного совета Церквей "Вера и церковное устройство", в которой участвуют и катол. богословы, выработала ряд документов о Е.: в Лозанне (1927), Эдинбурге (1937), Лунде (1952), Монерале (1963) и Аккре (1974). В 1971 документ доктринального характера, посвященный Е., подготовила межконфес. Домбская группа. В 1978 в Падерборне был опубликован документ католическо-лютеранской комиссии, в котором лютеране признали истинность положения, сформулированного Тридентским собором, о том, что Иисус Христос присутствует в Е. "истинно, реально и субстанциально".

Совр. представления о Е. сформулировал II Ватиканский собор, который в большинстве выработанных им документов отметил высшую ценность и значение Е. для Церкви как народа Божьего, а также для каждого человека как отд. личности; эта позиция получила подтверждение в энц. Папы Иоанна Павла II Redemptor hominis.

Современное католическое учение о Е.

Е. - таинство, завершающее христ. посвящение: те, кто был возведен крещением в достоинство царственного священства и в еще большей степени уподоблен Христу в таинстве миропомазания, вместе со всей общиной участвуют в жертве Господа. Поэтому Е. - источник и вершина всей христ. жизни, в ней "содержится все духовное благо Церкви, т.е. Сам Христос, Пасха наша и Хлеб живой, через Плоть Свою, Святым Духом оживотворенную и животворящую, подающий жизнь людям, которые таким образом призываются и побуждаются в единении с Ним приносить в жертву самих себя, свой труд и все тварное" (Presbyterorum ordinis 5). В центре таинства Е. находятся хлеб и вино, которые через молитву освящения (слова Христа и призывание Духа Святого) пресуществляются в Тело и Кровь Христа, живого, воскресшего и прославленного, ибо "смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим 6, 9).

Таинство Е., установленное Христом как воспоминание Его смерти и воскресения, совершается как постоянное бескровное "обновление" жертвы Христа посредством служения священников (ср. энц. Папы Пия XII Mediator Dei 55-56). Как сакраментальное жертвоприношение Е. является прежде всего жертвой благодарения Богу Отцу за Его благодеяния в деле творения, искупления и освящения, а также жертвой хвалы, которую Церковь от имени всего творения воспевает Богу через Христа и со Христом.

Е. - это воспоминание Пасхи Христовой, актуализация и сакраментальное приношение Его единой жертвы в литургии Церкви: совершая Е., Церковь совершает память Пасхи Христа, и Пасха Христа присутствует в настоящем. "Всякий раз, когда совершается на алтаре жертва Христа, в которой был заклан Христос, Пасха наша, совершается дело нашего искупления" (LG 3). Е. вновь делает реальной жертву Креста, является ее воспоминанием и приносит ее плоды.

Благодаря силе слова Христова и действию Святого Духа в Е. пребывает Христос во всей полноте Своей Божественной и человеч. природы. Это присутствие истинно, реально и сущностно (субстанциально); оно возвышает Е. над всеми другими таинствами и делает ее "совершенством духовной жизни и целью, к которой стремятся все таинства" (Фома Аквинский, Summa theologiae III, 73, 3). Евхарист. присутствие Христа начинается в момент освящения даров и продолжается все время, пока они сохраняют вид хлеба и вина.

Христос реально присутствует под каждым видом и в каждой частице Св. Даров, поэтому причащение (в т.ч. только под видом хлеба) означает общение и единение (communio) со Христом и со всей церк. общиной. В Е. человек "облекается во Христа", становится "храмом Св. Духа", укрепляется на пути к вечной жизни (ср. Ин 6, 54-55). "... Из Е., словно из источника, на нас изливается благодать, и с величайшей действительностью достигается то освящение людей во Христе и прославление Бога, к которому, как к своей цели, устремляются все остальные действия Церкви" (SC 10). Е. - это Трапеза, предвещающая эсхатологическую Трапезу в Царстве Отца.

Православное учение о Е.

Правосл. богосл.традиция осмысления Е. опирается на положения, выработанные представителями византийского богословия. Особенностью толкования этого таинства в Средние века (в трудах Феодора Мопсуэстийского, Максима Исповедника, Германа Константинопольского, Николая Кавасилы и др.) было постепенное его насыщение символическими смыслами, в результате чего каждая часть Божественной литургии стала пониматься как "изображение" одного или сразу неск. моментов свящ. истории, прежде всего НЗ. Одной из главных тем антилат. полемики, развернувшейся на Востоке в XI в., было использование на Западе опресноков во время совершения таинства Е. Согласно визант. богословам (Никита Стифат и др.), в качестве евхарист. хлеба следовало использовать квасной хлеб, т.е. тот, который, по мнению визант. богословов, использовал Иисус Христос на Тайной вечере.

В XIV в. на развитие правосл. богосл. концепции о Е оказали труды Григория Паламы и Николая Кавасилы, считавших, что благодаря участию в Е. человек достигает обожения. В дальнейшем. находясь в стороне от зап. споров на тему Е., эти представления не претерпели значительных изменений. В отличие от катол. Запада, правосл. Восток стал придавать большее значение моменту призывания Св. Духа (эпиклесис), чем тайноустановительным словам. В рус. правосл. традиции XVIII-XIX вв. делался акцент на непосредственном дух. опыте участия в таинстве Е. и подчеркивалось, что способ преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа и форма присутствия Христа в Е. остаются тайной веры.

В правосл. мысли XX в. возродился интерес к богосл. интерпретации Е. Эсхатологическое измерение Е., согласно о. С. Булгакову, заключено в ожидании "вечной Е.", которая наступит в грядущем Царстве Божием. Космический характер Е. отмечали Н.А. Бердяев и О. Клеман. В своих соч. о. А. Шмеман подчеркнул целостность и единство таинства Е., его неотделимость от всех составных частей Божественной литургии, а не только от евхарист. канона или одной из его частей. Шмеман также выступил против разделения символа и реальности: символы, используемые в литургии, не "изображают", а являют верующим ту реальность, на которую они указывают; благодаря Е. Церковь становится "входом в жизнь воскресшего Христа". Экумен. аспект Е. подчеркивали о. С. Булгаков и родоначальник евхаристической экклезиологии о. Н. Афанасьев, говоривший, что в ней - "главная связь между католиками и православными".

Формы евхарист. культа в Католической Церкви.

Помимо евхарист. культа, связанного с совершением литургии в катол. традиции сформировались и др. формы почитания Св. Даров. Еще в раннехрист. эпоху появился обычай сохранять Св. Дары для причащения больных и для преподания последнего напутствия (viaticum) умирающим. К XIII в. сложилась практика сохранения Св. Даров для поклонения (adoratio) евхарист. Христу. Впоследствии в лат. обряде был введен праздник Тела Христова (позднее - торжество Тела и Крови Христа), получили распространение евхарист. процессии, выставление Св. Даров для поклонения; возникали различные евхарист. братства и монаш. конгрегации, посвященные культу Пресв. Е. (адоратки, сакраментинцы, евхаристики и др.). Особая форма евхарист. культа - евхаристические конгрессы (в т.ч. международные), которые проводятся с конца XIX в. В XX в. во многих городах были организованы специальные часовни постоянного поклонения Св. Дарам. В последние десятилетия в документах Церкви неоднократно подчеркивалось личностно-обществ. измерение евхарист. культа.

И. Баранов, о. Н. Дубинин

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1775-1784.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 734
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019