Гимн - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Гимн

Гимн (греч. υμνος, лат. hymnus) - 1) песнь рел. содержания, предназначенная, в частности, для молитвы или богослужения (Г. часто называют также хвалебную песнь); 2) особый музыкально-поэтический жанр в западнохрист. традиции.

1) Г. были широко распространены в в.-з. традиции, из которой их изначально заимствовало христианство. В каноне ВЗ к Г. относятся многочисл. псалмы (Псалтирь) и библ. песни (Исх 15, 1-19; Втор 32, 1-43; Суд 5, 2-31; 1 Цар 2, 1-11; Ис 26; 38, 10-20; Авв 3, 1-19; Ион 2, 3-10; Дан 3, 24-45, 52-90 и др.); к ним примыкают по жанровым и лексическим особенностям н.-з. Песнь Богородицы (Лк 1, 46-55), Песнь Захарии (Лк 1, 68-79) и Песнь Симеона (Лк 2, 29-32), а также Ангельское славословие (Лк 2, 14). По-видимому, уже с первых лет существования Церкви христиане не только использовали различные в.-з. Г., но и создавали собственные песнопения. Исследователи склонны полагать, что целый ряд фрагментов НЗ может представлять собой цитаты из раннехрист. Г. (напр., Еф 5, 14; Флп 2, 6-11; 1 Тим 3, 16; 6, 15-16; Откр 5, 9-10.12.13).

В IV в., с подъемом литург. творчества в целом, наблюдается расцвет гимнографии в разных регионах христ. мира. Для этой эпохи характерно использование Г. как действенного средства борьбы против ересей: так, многие из песнопений выдающегося сир. гимнографа Ефрема Сирина написаны им в полемике против гностика Вардесана.

Постепенно гимнография занимает все большее место в богослужении Вост. Церкви. Из греч. авторов в качестве создателей Г. особенно прославились Григорий Назианзин, Синесий (ок. 370-ок. 414), Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Косма Маюмский (ум. 700), Иоанн Дамаскин, Иосиф Гимнограф, Кассия (IX в.), Симеон Новый Богослов и др. В Средние века гимнография на Востоке развивалась также на сир., копт., эфиоп., армян. и груз. языках. В традиции каждого литург. обряда вырабатывались собственные разновидности Г.; в визант. обряде в V-VIII вв. наиболее заметное место среди них занимал кондак, а впоследствии также канон.

В Зап. Европе Г. создавались как на лат., так и на новых языках (известны англосаксонские тексты короля Альфреда Великого и др.), однако со временем лат. Г. почти полностью вытеснили все остальные.

Из лат. авторов в различных гимнографических жанрах прославились Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский, Пруденций, Венанций, Фортунат, Теодульф Орлеанский, Ноткер, Хильдегарда Бингенская, Адам Сен-Викторский, Фома Аквинский и др. (впрочем, и на Западе, и на Востоке многие известные Г., прочно вошедшие в богослужение, не сохранили имени своего автора).

Среди жанров зап. гимнографии заметное место занимали кантики (canticus), секвенции, рифмованные литург. часы и кондукты.

Подъем рел. поэзии на нац. западноевроп. языках начался с XVI в. в странах, находившихся под влиянием Реформации, благодаря чему молитвенная и богослужебная практика различных протест. общин включила в себя новые песнопения. Параллельно этому в Католической Церкви формировалась своя рел. поэзия на нац. языках; создавались благочестивые песни, исполнявшиеся, в частности, при паралитургических обрядах и даже богослужениях (но, как правило, не в составе служб).

Принципиально новый этап в катол. гимнографии наступил в 1950-е, когда в результате введения общего литург. пения (в т.ч. Г.) участие верующих в богослужение стало более активным. Для этого этапа, с различной степенью успеха продолжающегося во многих катол. странах по сей день, характерны творческие поиски, имеющие целью приспособление многих поэтических и муз. традиций прошлого (как оригинальных, так и заимствованных) к совр. литург. реальности, а также введение в литург. поэзию и музыку ряда жанров и стилей (в т.ч. совсем новых), сложившихся вне церк. культуры.

П. Сахаров

2. Г. как особый музыкально-поэтический жанр представляет собой литург. строфическое песнопение, обращенное к Богу и прославляющее Его, в куплетной форме, со строго метризованным или, начиная с высокого Средневековья, ритмизованным текстом и силлабической или невматической мелодикой, исполняемое в оффиции или во время процессий. Последняя строфа Г. (возможно, повторяемая между другими строфами) представляет собой в разнообразной конкретно-текстовой форме славословие Св. Троице, имевшее в период борьбы против ариан значение вероисповедания.

Появление Г. на Западе в IV в. связывают с именем Илария Пиктавийского; однако сохранился лишь один его Г. Заслуга внедрения Г. в церк. практику принадлежит Амвросию Медиоланскому. Г. занял незыблемое место в монастырской службе часов, упорядоченной в VI в. Цезарием Арелатским, Аврелианом, Бенедиктом Нурсийским и Кассиодором. В Риме Г. вошел в богослужебную практику только в конце XI-нач. XII вв.; этим отчасти объясняется исключение Г. из круга григорианских жанров. Последними приняли Г. некоторые галльские Церкви, такие, как лионская и вьеннская. Благодаря авторитету Амвросия и Бенедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции во время литург. реформы Тридентского собора, в то время как значительному сокращению и даже запрету подверглись многие другие гимнографические жанры.

Запись Г. помещалась в гимнариях, антифонариях и бревиариях, в соответствующих литург. порядку местах или в конце этих книг.

Для текстов Г. характерны одинаковое построение всех строф и строго определенное число слогов в отд. стихе строфы. Рифма традиционно отсутствовала (она стала появляться в отд. Г. в эпоху высокого Средневековья). Среди важнейших видов метроритмических схем, наследуемых от античности, особое место принадлежит четырехстопному ямбу (амвросианскому стиху), которым написано большинство всех ср.-век. Г.

Мелодии Г. приспосабливались к метрическим закономерностям не строго закрепленных за ними текстов (одна мелодия могла сочетаться с разными текстами, и, наоборот, любой текст предоставлял возможность выбора мелодии). Метрическая организация мелодий Г. не позволяет отнести их к григорианскому репертуару. В наше время существуют два способа интерпретации Г., метризованный и свобдный, свойственный григорианскому хоралу.

Подобно др. жанрам ср.-век. хорала, Г. с IX в. подвергались многоголосной обработке с целью придания праздничному богослужению более торжественного характера.

Ю. Москва

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1318-1321.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024