Испания - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Испания

Испания (Espana), Испанское Королевство (Reino de Espana) — гос-во на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского п-ова, Балеарские и Питиусские о-ва в Средиземном море, Канарские о-ва в Атлантическом океане; столица — Мадрид; офиц. яз. — испанский; терр. 504,8 тыс. кв. км; нас. 39,37 млн. чел.; католики — 94%, мусульмане — 4%, протестанты — 1%.

Исторический очерк

С VIII в. до н.э. на терр. совр. И. формировалась культура иберийцев. Рел. воззрения иберийцев испытали влияние религии Карфагена и Древней Греции. К 19 до н.э. весь Пиренейский п-ов вошел в состав Римской империи. Имп. Август разделил И. на 3 провинции: Бетику, Лузитанию и Тарракону; впоследствии были образованы новые провинции Галисия и Картахена.

Самые ранние сведения о христианстве на Пиренейском п-ове содержит Первое послание к коринфянам Папы Климента I (ок. 95). В нем говорится о прибытии ап. Павла «к границе Запада» (Ad Corinthios I,5), т.е. в исп. провинции Рим. империи (ср. Рим 15, 28: «... я отправлюсь через ваши места в Испанию»), Фрагмент Муратори кон. II в. также говорит о том, что апостол «отбыл из Рима и отправился в Испанию». Известие о прибытии ап. Павла в И. позже повторяется в апокрифах III в., а также в соч. авторов IV в. С VIII в. исп. традиция говорит также о проповеди на терр. И. ап. Иакова Старшего. Достоверно известно (это подтверждают Ириней Лионский и Тертуллиан), что уже во II в. в И. были христ. общины. Первый авторитетный документ, относящийся к исп. Церкви, — послание Киприана Карфагенского, датируемое 254, христ. общинам Асторги, Леона и Мериды в ответ на совместное послание членов этих общин. Церковь И. в III — нач. IV в. пострадала от гонений и дала миру множество мучеников, среди которых Викентий Августопольский (Сарагосский), Евлалия Меридская.

Одним из первых событий в истории исп. Церкви, значение которого вышло за пределы непосредственно И., был нац. собор в Эльвире (совр. Гранада), созванный в нач. IV в. с целью организовать внутр. жизнь Церкви.

В нем участвовали 19 епископов и 24 пресвитера в осн. с юга полуострова.

В правление имп. Константина I защитником доксальной (католической) веры был представитель Церкви еп. -Юсий Кордубский, советник Константина I председательствовавший на I Никейском соборе 325 Уроженцем И. был и имп. Феодосий I, который объявил ортодокс, христианство офиц. религией Рим. империи (Фессалоникийский эдикт 380).

Иберо-римляне внесли большой вклад в мировую культуру. Из их числа следует упомянуть одного из пер вых историков Церкви Орозия, поэта Аврелия Пруденция, воспевшего в стихах подвиги христ. мучеников автора богосл. трактатов Барселонского еп. Пациана, монахиню Эгерию, описавшую в кн. Itinerarium (Путеводитель) свое паломничество из И. в Палестину.

В эпоху Великого переселения народов Пиренейский п-ов был захвачен вестготами, установившими свою столицу в Толете (совр. Толедо). Когда вестготы пришли на Пиренейский п-ов, они уже приняли христианство, однако в форме арианства. Составляя меньшинство (ок. 150 тыс. на 7 млн. иберо-римлян), вестготы терпимо относились к вере и правам местного населения. Король Леовигильд (573-586) попытался достичь рел. единства на основе арианства, но не смог навязать свою веру большинству населения, которое исповедовало католичество. Сын и наследник Леовигильда Реккаред, вступив на трон в 587, принял катол. исповедание веры, его примеру последовали все вестготы. На III Толедском соборе (589) в присутствии епископов и знати король торжественно отрекся от арианства. С этого времени можно говорить о начале формирования исп. нации, объединенной в рамках одной терр. и общей для всех религии.

Одной из проблем в ходе становления исп. нации, была рел. интеграция иуд. меньшинства жителей полуострова. В 616 король Сисебут поставил евреев перед выбором (повторившимся спустя почти 900 лет при Католических королях): обращение или изгнание. В то же время Церковь напаивала на свободе принятия веры, особенно решительной в этом вопросе была позиция Исидора Севильского. Однако от уже принявших крещение IV Толедский собор (633) потребовал сохранять христ. веру. Насильственное обращение в христианство вызвало враждебное отношение евреев к вестготской монархии, что в определенной мере облегчило завоевание И. арабами в нач. VIII в. Евреи, обращенные в христианство, пользовались всеми правами наравне с др. подданными, а некоторые из этих евреев даже достигли высших должностей в Церкви и гос-ве.

В области рел. жизни, культуры и искусства И. в VII в. достигла значительных результатов. При епископских кафедрах и монастырях действовали школы, где изучали 7 свободных искусств, право и богословие. Вестготская литургия отличалась великолепием, в большой мере сохраненным и сегодня в мозарабском обряде. Наиболее значительной фигурой вестготской Церкви был Исидор Севильский. Др. церк. историки и богословы этого времени — епископы Аеандр Севильский, Браулий Сарагосский, Ильдефонс Толетанский и Юлиан Толетанский. Впоследствии выходцы с Пиренейского п-ова — Теодульф Орлеанский, Агобард Лионский, Клавдий Туринский и др. — придали блеск Каролингскому возрождению.

В нач. VIII в. мусульм. вторжение положило конец вестготской монархии в И. и на неск. веков утвердилась новая полит, и рел. власть, что привело к глубоким религиозно-культ. переменам. Многие из испанцев приняли религию победителей (т.н. му лад и), однако значительная часть и под властью ислама сохранила свою веру (т.н. мозарабы). Остатки вестготской знати сопротивлялись завоевателям в горах на севере страны.

Идеи Реконкисты зародились в монастырях Сев. И. В первый период Реконкисты Пиренейский п-ов был достаточно изолирован от остального христ. мира и замкнут на внутренних проблемах. Последующей открытости исп. Церкви способствовали обнаружение гробницы ап. Иакова в Компостеле (совр. Сантьяго-де-Компостела) и интернационализация Реконкисты, превращенной Св. Престолом в крестовый поход.

Правители королевств Пиренейского п-ова способствовали укреплению связей И. с др. странами Европы, приняв инициированную Римом церк. реформу (Григорианская реформа), хотя определенные трудности возникали из-за нежелания исп. Церкви менять свою традиционную литургию. Начиная с понтификата Папы Григория VII папское влияние в И. стало преобладающим, во всех монастырях постепенно распространялся устав бенедиктинцев.

Интеллектуальная жизнь в П. получила важный импульс благодаря созданию Толедской переводческой школы, деятельность которой способствовала знакомству христ. Ьвропы с наиболее важными соч., написанными по-арабски и по-еврейски, а также с античным наследием. В XIII в. в И. были открыты ун-ты, наиболее известным из которых был Саламанкский ун-т, вскоре ставший одним из важнейших центров ср.-век. науки.

Важная фигура этого периода в истории исп. Церкви — король Фердинанд (Фернандо) III Святой. Он добился значительных успехов в Реконкисте, отвоевав Кордову (1236) и Севилью (1248), и умер в ходе подготовки похода против североафрик. мавров. Рел. рвение сочеталось в нем с толерантным отношением к побежденным, принесшим ему именование «короля трех религий». Иудеи и мусульмане участвовали в эконом, и культ, жизни наравне с христианами. Рел. терпимость характерна и для правления его сына Альфонсо X Мудрого.

В XIV в. в И. усилилась борьба между знатью и королевской властью. В церк. среде невежество низшего клира было очевидным, повсеместно раздавались призывы к реформе; но в то же время в И. жили такие замечательные проповедники и богословы, как Викентий Феррер, Иоанн де Саагун, Альваро Пелайо, Хуан де Торквемада, Альфонсо Фернандес де Мадригал (Эль Тостадо). За пределами п-ова разворачивалась деятельность исп. кардинала Альборноса, способствовавшего возвращению Римских пап из Авиньона в Рим, а Альфонсо де Борхе (Борджа) удалось с величайшим дип. умением ликвидировать новую схизму, возникшую на Базельском соборе (позднее он стал Папой Каликстом III).

Кульминация Реконкисты пришлась на правление т. н. Католических королей Фердинанда V и Изабеллы I.

Эти монархи, руководствуясь идеей катол. единства и полит, стабильности в гос-ве, побуждали своих подданных к обращению в католичество, требуя, чтобы все, кто не хочет этого сделать, покинули страну. В тот же период в И. особое влияние приобрела инквизиция, которая перешла в подчинение королевской власти.

В Кастилии и Арагоне Католические короли энергично проводили церк. реформу, располагая поддержкой деятелей такого масштаба, как кард. Хименес де Сиснерос. Благодаря трудам выдающихся представителей Католической Церкви — Эрнандо де Талаверы, Фонсеки, Вильяэскусы — возрос дух. и образовательный уровень священников и монахов.

Наука в исп. ун-тах в Саламанке и в Алькале достигла в то время своею расцвета. В Алькале Библия и соч. Отцов Церкви изучались на языке оригинала. В Саламанке обновлялась схоласт, традиция. В Алькале в 1517 увидела свет Biblia Polyglottaс параллельным текстом на древнееврейском, халдейском, латыни и греческом. В Саламанке доминиканец Ф. де Витория затрагивал в своих исследованиях такие злободневные темы, как завоевание Америки и права индейцев, отношения между гос-вами и допустимость использования ими воен. методов. Его учение содержало одну из первых формулировок прав человека. К числу знаменитых исп. доминиканцев относятся также М. Кано, Д. де Сото и др. философы и богословы. Среди иезуитов в то время выделялись богословы Д. Лаинес и А. Сальмерон, позднее — представители т.н. «второй схоластики» — Ф. Суарес, А. Молина, Г. Васкес и др.

В правление Католических королей произошло открытие Америки и началось ее завоевание; миссион. идеи распространения веры играли при этом решающую роль, хотя мп. завоеватели преследовали и другие, не столь благочестивые цели. Жажда личного обогащения и поиски славы зачастую вели к многочисл. злоупотреблениям по οι ношению к индейцам. По христ. сознание миссионеров не могло с этим мириться, а всего через 18 лет после появления испанцев в Америке доминиканец Антонио де Монтесино поднял голос протеста против несправедливого отношения к местному населению. Это вызвало в И. острейшую дискуссию о правах индейцев и конкистадоров, итогом которой стало опубликование Законов Индий, где были признаны и взяты под защиту права индейцев на жизнь, собственность и свободу в выборе религии.

С восшествием на трон Свящ. Рим. империи внука Католических королей Карла V Габсбурга (1519) взаимосвязи между разными дух. течениями в Европе и в И. стали более интенсивными. Имперская идея Карла V, в значительной мере основанная на обновлении еще живых в И. ср.-век. принципов, столкнулась с ментальностью Реформации. В XVI-XVII вв. И. последовательно выступала защитницей католичества в Европе. Сын Карла V Филипп II твердо придерживался этой политики как на Пиренейском п-ове, так и за его пределами. Организованный им флот разгромил турок в 1571 в битве при Лепанто. Однако исп. морская экспедиция (Великая Армада), призванная избавить Англию от «религиозных заблуждений», потерпела крах; окончились поражением для И. войны Филиппа II с протестантами в Нидерландах и Франции.

Исп. Церковь играла важнейшую роль на Тридентском соборе. Из 200 непосредственных участников собора 66 были испанцами, из 300 богословов и экспертов — более 100, в т.ч. М. Кано, Б. де Карранса, Д. и П. де Сото, Д. Лаинес, А. Сальмерон, францисканцы А. де Вега, А. де Кастро и Л. де Карвахаль.

Жизненная сила исп. Церкви ярко проявилась в примерах святости, в основании новых монаш. орденов и конгрегаций. Особенно важна ист. роль Общества Иисуса, основанного Игнатием Лойолой. Среди крупнейших реформаторов монаш. жизни были францисканец Пётр Алькантарийский и представители кармелитской дух. традиции (кармелиты) Тереза Авильская и Иоанн Креста, а также монах Ордена августинцев Фома Иисуса.

XVI в. — время расцвета духовности в исп. католичестве. Обновление в этой области проявилось в деятельности францисканцев Франсиско де Осуны — автора Третьей духовной азбуки, Иоанна Ангелов и др. Монах-августинец, проф. Саламанкского ун-та А. де Леон создал множество аскетических соч. высокого лит. уровня (Совершенная супруга, Об именах Христовых). Доминиканец Луис де Гранада, проповедник и автор аскетических трудов, написал Путеводитель грешников. Его друг Иоанн Авильский, позднее названный «апостолом Андалусии», был автором трудов, повествующих о стяжании дух. совершенства. Среди исп. иезуитов в то время особенно плодотворную деятельность вели Альфонсо Родригес, Луис де ла Пуэнте и Хуан Эусебио Ниремберг.
XVIII в. начался в И. со смены правящей династии. Воцарение Бурбонов сопровождалось усилением антирим. тенденций. В эпоху Карла III реформизм и открыость в отношении идей Просвещения реализовались посредством авторитарной политики исп. короны, которая считала себя вправе не только назначать епископов, но и решать вопросы, связанные с церк. собственностью. бенефициями, а также с деятельностью монаш. орленов. Типичный пример — изгнание из И. Орлена иезуитов 1.04.1767, когда более 5 тыс. иезуитов были вынуждены покинуть страну; собственность ордена была конфискована. Изгнание иезуитов стало тяжелым ударом ххя Католической Церкви в И. и для миссий в Америке, гле последователи св. Игнатия осуществляли плодотворную деятельность. Инициатор этих гонений король Карл III продолжал оказывать давление на Папу Климента XIII, чтобы тот подписал декрет об упразднении ордена; эти стремления осуществились позднее, когда преемник Климента XIII Климент XIV — издал бреве Dominus ас Redemptor noster, упразднившее Общество Иисуса. Однако развитие церк. жизни продолжалось и в этот период: совершенствовалась интеллектуальная подготовка клира, посредством «народных миссий» обновлялась приходская жизнь, создавались церк. братства, занимавшиеся благотворительностью и посвященные Сердцу Иисуса, Евхаристии, Деве Марии и различным святым.

В нач. XIX в., после вторжения в И. наполеоновских войск, испанцы взялись за оружие, чтобы изгнать завоевателей. Народной войной в значительной мере руководили приходские священники и монахи, что придавало ей ярко выраженный рел. характер. Война шла под девизом: «Родина, вера и король». Однако конст. 1812, принятая после изгнания французов и объявившая католичество гос. религией, в то же время санкционировала процесс секуляризации страны. Следствием этого стало упразднение монастырей, продажа их собственности и ликвидация суда инквизиции. Когда Фердинанд VII (1814-33) восстановил абсолютную монархию, он столкнулся с противоборством со стороны епископата и клира. Одновременно в И. усилились антиклерикальные настроения; имели место случаи убийства монахов и сожжения монастырей. Наиболее радикальные исп. реформаторы видели в Церкви противника прогресса и свободы, что усиливало в среде исп. католиков непримиримое отношение ко всем проявлениям либерализма.

Среди наиболее известных деятелей Церкви этою периода Антоний Мария Кларет, духовник королевы Изабеллы II, и Х.-И. Морено-и-Майсанове, сыгравшие заметную роль на I Ватиканском соборе, богословы X.А. Бальмес и А. Амор Руйбал, проповедник Ф. Тарина SI.

Среди основанных в XIX в. в И. конгрегапий преобладали женские, занимавшиеся прежде всего рел. образованием молодежи и благотворительностью. В XIX в. в исп. Церкви возросла роль католиков-мирян. В числе знаменитых представителей катол. обществен пости тою времени — политики X. Доносо Кортес и Л. Апарисии-Пихарро, журналист Канлидо и Рамон Иоседаль, крупнейший апологет исп. католичества М. Мененлеси-Пелайо.

В 1931 король Альфонсо XIII удалился в изгнание и власть перешла в руки республиканского пр-ва. Св. Престол рекомендовал католикам подчиниться установившейся власти. Конституция 1931 объявила И. светским государством. В XX в. в И. получил распространение антиклерикализм: ещё до Республики антиклерикальные настроения проявились во вспышках насилия во время «Трагической недели» в Барселоне (1909), а во время Республики — в Астурийской революции 1934.

Гражданская война в И. началась 18.07.1936 в результате восстания националистов против республиканцев, а уже со следующего дня в Республике начались самые жестокие преследования исп. Церкви со времен Рим. империи, в ходе которых погибли 6832 служителя Церкви. В епархии Барбастро было убито до 90% клира, включая епископа; в 6 др. епархиях число жертв составило не менее половины местного клира. Были сожжены тысячи церквей, уничтожены произведения искусства, библиотеки и церк. утварь огромной ценности. С 19.07.1936 республиканскими властями было запрещено публичное совершение богослужений на терр., находившейся под их контролем.

Республиканская пропаганда утверждала, что народная ненависть против священников и монахов объясняется их причастностью к восстанию. Однако в наст, время достоверно известно, что церк. иерархия не участвовала в подготовке восстания. Поддержка катол. Иерархией франкистов и ее решающее вмешательство в полит, события — коллективное письмо 1937 — скорее являются следствием репрессий со стороны республиканских властей, чем выражением позиции, предшествующей событиям гражданской войны.

1.04.1939 гражданская война закончилась победой генерала Франсиско Франко. С этого момента Католическая Церковь активно участвовала во всех сферах жизни нации, воплощая в жизнь идею «заново христианизировать Испанию». В конфес. отношении гос-во было объявлено католическим, однако существовала толерантность по отношению к др. исповеданиям. Клир пользовался в об-ве определенными привилегиями, служители Церкви получали гос. жалование. Режим Франко предоставлял Католической Церкви возможность открывать школы, ун-ты и медицинские центры. Эти меры нашли юридическое подтверждение в конкордате 1953 между Св. Престолом и исп. пр-вом: в ответ на полное юридическое признание Католической Церкви и предоставление ей в И. фискальных и судебных привилегий Св. Престол признал за Франко право участвовать в назначении епископов и иметь в стране Испанский церковный суд.

До 1953 Католическая Церковь в И. полностью принимала действия генерала Франко, даже в тех случаях, когда критика была необходимой, напр., при жестоком преследовании побежденных после окончания гражданской войны. Не избежали репрессий катол. священники, которые поддерживали баскских и каталонских сепаратистов. Некоторые епископы, не подписавшие коллективное письмо 1937, после окончания войны не смогли вернуться к своей пастве.

С 1953, когда прекратилась изоляция, в которой И. оказалась после Второй мировой войны, в стране наряду с эконом, процветанием наблюдалась заметная и быстрая социополит. эволюция. Католическая Церковь в И. испытывала воздействие этих перемен, а иногда и возглавляла их, что вызвало первые трения с франкистским режимом. Катол. иерархи стали разоблачать коррупцию франкистских правящих кругов, критиковать роскошь и спекуляцию; через организации «Католического действия» выдвигались требования рабочего движения; Церковь демонстрировала все большую открытость в отношении свободы слова, печати и объединений.

II Ватиканский собор открыл для Католической Церкви в И. возможность обновления в области богословия и пастырской деятельности. Хотя изначально исп. епископат в целом ориентировался на круги, не склонные к радикальным реформам, со временем исп. духовенство пришло к осознанию того, что в истории Церкви начинается новая эра. Отмена Св. Престолом привилегий назначения епископов гражданскими властями вошла в противоречие с практикой, существовавшей в то время в И. Несмотря на неоднократные обращения исп. епископата и Папы Павла VI, Франко не соглашался отказаться от участия в назначении епископов; от этой привилегии добровольно отказался лишь король Хуан Карлос I в 1976.

После смерти Франко в 1975 Католическая Церковь в И. с оптимизмом приветствовала начало правления короля Хуана Карлоса I. В начавшемся переходе страны к демократии исп. Церковь сыграла первоочередную роль, выступая за становление такого плюралистического об-ва, в котором уважаются права всех и где достойное место занимают еванг. ценности. Соглашения, подписанные в 1976 и 1979 между Св. Престолом и И., закрепили новую правовую ситуацию: согласно ст. 16 конституции И. (29.12.1978), «никакая религия не может быть государственной»; в то же время Католическая Церковь в И. обладает особым статусом в обществ, жизни страны благодаря преобладающему числу католиков и огромному влиянию Церкви в исп. Обществе.

Приход к власти в И. в 1982 Социалистической партии (Partido Socialista Obrero Espanol, PSOE) ознаменовал новый этап демократизации исп. об-ва, в целом положительно воспринятый Церковью. В то же время некоторые направления в полит, программе PSOE (находившейся у власти до 1996) вызвали напряженность в отношениях гос-ва и Церкви, которая прежде всего выступала против введения законов, легализующих аборты, а также законодательных инициатив в области полового воспитания. Особую озабоченность Церкви вызвали законы, принятые пр-вом в 1985 и 1990 и расширившие гос. контроль в сфере образования. Катол. иерархия расценила эти законы как стремление обеспечить доминирующее положение гос. школ перед частными, что нарушало конституционное право родителей и учащихся на свободу образования и религии. В наст, время в И. существует 4 катол. ун-та: в Мадриде, Саламанке, Бильбао и Памплонe. В 1990-е в стране стали появляться первые частные катол. Университеты.

Новый приход к власти PSOE в 2004 вызвал очередные трудности во взаимоотношениях Церкви и гос-ва в И., в т.ч. в связи с намерениями пр-ва существенно сократить перечень традиционных привилегий Церкви, принять закон о признании однополых браков и отказаться от обязательного преподавания катол. религии в гос. Школах.

Конференция епископов И. (СЕЕ) была образована в 1966, хотя уже в 1925-65 проводились регулярные конференции исп. митрополитов. В стране зарегистрированы более 12 тыс. катол. организаций. Деятельность большинства апост. движений и объединений верующих координируется Епископской комиссией по социальному апостольству. Некогда наиболее влиятельная катол. организация мирян «Accion Catolica» («Католическое действие») ныне во многом уступила лидирующие позиции новым организациям и движениям, развившимся после II Ватиканского собора. Среди наиболее динамично развивающихся движений «Comunione е Liberazione», «Фоколяры», а также организации исп. происхождения, ставшие в последние десятилетия крупными явлениями мирового масштаба в жизни Католической Церкви — персональная прелатура «Opus Dei», движения «Cursillos de Cristiandad» и «Camino Neocatecumenal» («Неокатехуменат»).

Церковь в И. традиционно уделяет особое внимание заботе о больных и бедных. В попечении монаш. орденов и конгр. в И. находится ок. 3 тыс. больниц и др. центров медицинской и социальной помощи, где получают необходимую помощь ок. 2300 тыс. чел.

Важнейшую роль играет Католическая Церковь в сохранении культурно-ист. наследия И., владея множеством памятников архитектуры и музеев, а также архивов и библиотек, доступных не только для исследователей, но и для широкой публики.

Папа Иоанн Павел II 5 раз посетил И.: 31.10-9.11.1982, Ю. 10.1984, 19-21.08.1989, 12-17.06.1993 и 3-4.05.2003.

Статистика Католической Церкви В стране существует 13 митрополий, 1 архиепархия, 53 епархии, 1 воен. ординариат, 22 168 приходов, П5 епископов, 18 719 епарх. свяш., 9145 монахов-свяш., 5227 монахов, 61 905 монахинь.

о. М. Седано

Искусство

Иберийская и эллинистическо-рим. культура древней И. приобрели новую основу для своего худож. развития с принятием христианства. Расцвет раннехрист. искусства приходится на период власти вестготских королей в V-VII вв. Т.н. астурийский период охватывает VIII—X вв., когда наступление араб. завоевателей вытеснило христиан в сев. горные районы страны. В это трудное время церк. архитектура и пластическая декорация развивались весьма динамично, усваивая и перерабатывая опыт европ. Средневековья и визант. влияние (храмы Санта Мария де Наранко и Сан Мигель де Аильо в Овьедо, сер. X в.). В поделенных между неск. мусульм. правителями частях И. в VIII-XV вв. культивировалась богато украшенная и внушительная по масштабам архитектура и изощренное декоративное искусство (напр., мечеть Кордовы, ставшая позднее христ. храмом). Впоследствии арабо-мусульм. наследие заявляло о себе как в языке, поэзии, быте, обычаях, так и в архитектурном стиле мудехар. В период завершения Реконкисты в И. возник оригинальный вариант романского стиля, более декоративный, чем в др. областях Европы (аббатства Сан Педро де Рода, Сан Висенте де Кардона в Каталонии и др.). В нач. XIII в. в исп. искусстве решительно победило тяготение к сакральной возвышенности готической (готика) архитектуры и пластики (кафедр, соборы Бургоса, Толедо и Аеона). В живописи XIV в. наиболее характерные черты проявлялись в творчестве Ф. Бассы и А. Боррассы. XV в., когда побелившая мавров христ. И. объединилась под властью кастильско-арагонской династии, был отмечен усвоением новых худож. тенденций, идущих из ренессансной Италии. Распространился стиль платереско, соединивший принципы прямой перспективы, анатомии, ордерной архитектуры с буйной декоративностью. Т.н. кастильский классицизм XVI в. стремился приблизиться к строгому рим. варианту дворцовой и сакральной архитектуры (дворец, храм и усыпальница Эскориал близ Мадрида по проекту X. де Эрреры). Строительство соборов, приходских церквей и монастырей приобрело широчайший размах во 2-й пол. XVI в., в период наивысшею могущества исп. Габсбургов. В кон. XVI в. И. вступила в «золотой век» (исп. прозы сыграл король Альфонсо X Мудрый, который собрал при своем дворе крупнейших христ., араб, и евр. ученых; под его руководством были составлены Cronica general(Всеобщая хроника) и La General estoria (Всеобщая история) — первый в Европе опыт изложения истории не на латыни, а на нар. языке. Крупнейшие ср.-век. исп. писатели — прозаик Хуан Мануэль (1282-1348), автор сборника назидательных новелл Libro del conde Lucanor {Книга о графе Луканоре), и поэт Хуан Руис (1283-1350), создавший Libro de Buen Amor(Книга благой любви, 1343).

К раннему Возрождению относится творчество Сантильяны (1398-1458), написавшего первый исп. трактат о поэтике, и Хорхе Манрике (1440-79), который прославил свое имя сборником из 43 стансов Copias рог 1а тиеrte de su padre(Строфы на смерть отца). В это время И. активно усваивала опыт итал. Ренессанса, и в поэзии господствующее положение вскоре заняла «петраркистская» школа во главе с Гарсиласо де ла Вегой (1501-36). Итал. влияние ощущается в рыцарском и пасторальном романах, лучшими из которых считаются, соответственно, Amadis de Gaula (Амадис Галльский, 1508) и Diana (Диана, 1559) Хорхе де Монтемайора (1520-61). Романдрама Фернандо де Рохаса (1465-1541) La Tragicomedia de Calixto у Melibea (Трагикомедия о Калисто и Мелибее, 1492-97), более известный под названием Celestina (Селестина), сыграл значительную роль в формирований нац. драмы и плутовского романа. К классическим образцам последнего принадлежат анонимная La vida de Lazarillo de Tormes (Жизнь Аасарильо с Тормеса, 1554), Guzman de Alfarache (Гусман де Альфаране, 1599-1604) Матео Алемана (1547-1614), El diablo cojuelo (Хромой бес, 1641) Ауиса Велеса де Гевары (1579-1645).

XVI-XVII вв. обычно называют «золотым веком» исп. культуры. Исп. гуманизм всегда был теснейшим образом связан с катол. традицией. В лит-ре зрелого Возрождения в И. выделяется «школа мистиков», самыми яркими представителями которой были «босые» кармелиты Иоанн Креста и Тереза Авильская. Вершина ренессансной прозы — творчество Мигеля де Сервантеса (1547-1616), создателя жанра исп. новеллы и автора романа Don Quixote (Дон Кихот, 1605-15). Самый знаменитый драматург эпохи — Лопе де Вега, написавший несколько сотен комедий, мн. из которых до сих пор не сходят со сцены. Жанр религиозно-филос. драмы разработал Тирсо де Молина (1583-1648), впервые представивший на сцене легенду о Дон Хуане (Дон Жуане) в пьесе El burlador de Sevilla(Севильский озорник, 1630). Определяющим направлением исп. лит-ры XVH в. стало барокко с присущим ему противопоставлением иллюзорного и вечного, серьезного и смешного, высокого и низкого. Крупнейший поэт эпохи — Луис де Гонгора-и-Арготе, основоположник эзотерической школы «культеранизма», или «гонгоризма». Оппонентами ее были представители концептизма («игры» с различными филос. идеями), к числу которых принадлежал сатирик и моралист Франсиско Кеведо (1580-1645), автор памфлетов Los suefios (Сновидения, 1627) и плутовского романа La vida del buscon (Жизнь пройдохи, 1626). Теоретическим обоснованием концептизма стал трактат Agudeza у arte de ingenio(Остромыслие и искусство изощренного ума, 1642-48) иезуита Бальтасара Грасиана (1601-58), создавшего также знаменитый филос. роман El criticon (Критикой, 1651-57). Философия барокко полнее всего выражена в пьесе La vida es sueno (Жизнь есть сон, 1636) величайшего исп. драматурга Педро Кальдерона — автора многочисл. драм и auto sacramentales (священные ауто), которые были своеобразным продолжением ср.-век. Мистерий.

В последней четв. XVII в. завершился «золотой век» исп. лит-ры. Последующие два столетия стали для И. периодом кризиса и упадка во всех сферах культуры. Лит-pa И. во многом утратила свой неповторимый характер, подчиняясь влиянию главенствовавших в Европе филос. и эстетических течений. Просветительское направление в исп. лит-ре сформировалось к сер. XVIII в., романтическое — в 1-й пол. XIX в. Крупнейшие представители романтизма — поэты Хосе де Эспронседа (1808-42) и Хосе Соррилья (1817-93), который писал также драмы на историко-легендарные сюжеты. Во 2-й пол. XIXв. ведущими направлениями стали реализм и костумбризм (от исп. costumbre— обычай). Педро де Аларкон (1833-91) прославился как автор рассказов нац. характера. Бенито Перес Гальдос (1843-1920) создал цикл из 46 романов, посвященных важнейшим событиям исп. истории. Представитель мл. поколения реалистов Висенте Бласко Ибаньес (1867-1928) отдавал предпочтение жанру социально-психологического романа.

Поражение в испано-амер. войне 1898, воспринятое исп. интеллигенцией как нац. катастрофа, породило идейно-культ. течение «Поколение 1898». Его дух. вождем стал философ и писатель Мигель де Унамуно (1864-1936), автор эссе Del sentimento tragico de la vida en los hombres у en los pueblos (О трагическом чувстве жизни у людей и народов, 1913), неск. романов и новелл. С этим течением связан период «нового золотого века» в исп. лит-ре 1-й трети XXв. Самым плодовитым прозаиком того времени был Пио Бароха-и-Неси (1872-1956), среди романов которого выделяется цикл Memorias de ип hombre de accion (Мемуары человека действия, 1913-35). Крупнейшие поэты «Поколения 1898» — Антонио Мачадо (1875-1939), воспевший силу и мужество народа в сборнике Campos de Castilla(Поля Кастилии, 1912), и Хуан Рамон Хименес (1881-1958), следовавший принципам модернизма, виднейшим представителем которого в прозе был Рамон Мария дель Валье Инклан (1869-1936). Творчество поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки (1898-1936) развивалось преимущественно на основе переосмысления фольклорных традиций. «Новый золотой век» оборвался трагично: во время гражданской войны в И. Лорка и Мачадо погибли, Хименес эмигрировал. Важнейшим событием лит. жизни в период правления Франко (1939-75) стал роман Nada (Ничто, 1944) Кармен Лафорет (рол. в 1921), написанный в русле тремендшма (от исп. tremendo— страшный) — лит. течения, близкого к экзистенциализму. В послевоен, период на авансцену лит-ры И. вышли такие видные прозаики, как Камило Хосе Села (1916-2001), Мигель Делибес (род. в 1920), Луис Гойтисоло (род. в 1935) и др. исатели, пришедшие в исп. лит-ру в 1950-х, отвергли экзистенциалистскую философию и провозгласили метод «социального и объективного реализма». В нач. 1970-х в И. получили распространение постмодернистские течения — «новый роман», «метафизический роман», неоавангардизм.

В XIX в. славились композиторы-гитаристы (Ф.Сор, Ф. Таррега, Ф. Пухоль) и авторы исп. опер — сарсуе (А. Вивес). В конце века возникло Ренасимьенто — движение за возрождение старинных и фольклорных традиций исп. музыки, возглавленное Ф. Пелрелем. Оно повлияло на творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса и М. де Фальи, а также мн. композиторов XX в. (Ф. Момпу, X. Родриго, Э. и К. Альфтеров, К. Паласио).

Е. Мурашкинцева

Музыка

Муз. культура И. опирается на иберийскую, эллинистическо-рим., араб, и цыганскую традиции. В эпоху Реконкисты (711-1492) араб. и христ. муз. культуры тесно соприкасались. Помимо церк. и духовных жанров (гимн, кантига), развивались и светские (романсы — эпические сольные песни, серенады, вильянсико и др.). Музыке оказывал покровительство король Альфонсо X Мудрый.

«Золотым веком» исп. музыки считается XVI в. Под влиянием нидерл. полифонистов сложилась исп. школа церк. музыки: К. Моралес, его ученик Ф. Герреро и свяш. Т.А. де Виктория.

Величайшим исп. органистом был А. де Кабесон.

В XVI в. пережила расцвет школа исп. виуэлистов (виума — предшественница гитары); вышли в свет сборник муз. пьес Л. Милана, Э. де Вальдеррабано, Л. де Нарваэса и др. авторов. Исп. театр XVI-XVH вв. также развивался в тесной связи с музыкой (напр., X. дель Энсина был и драматургом, и композитором).

В XVIII в. выделяется творчество свяш. А. Солера (ученика Д. Скарлатти), сочинявшего преимущественно светскую музыку для клавишных инструментов (сонаты, концерты). Квроп. известность завоевал оперный композитор В. Мартин-и-Солер (1754-1806, ум. в С.-Петербурге); он писал, в частности, оперы на тексты имп. Екатерины II (Горе-богатырь Косометович и, совместно с В.А. Пашкевичем, Федул с детьми).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 539-556.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1385
    Сессий: 6
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024