Исповед\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Исповедь

Исповедь (лат. confessio ,греч. έξομολόγησις) — наиболее распространенное название таинства покаяния и примирения (sacramentum paenitentiae et reconciliationis), одно из семи таинств Церкви, в котором верующие получают отпущение грехов, совершенных после крещения. Кроме того, И. называется одна из составных частей этого таинства — исповедание верующими их грехов перед лицом священника.

Богосл. основания таинства И. Согласно христ. вере, принимая таинство крещения и тем самым получая новую жизнь в Иисусе Христе, человек очищается от первородного греха и личных грехов, совершенных до крещения. Тем не менее полученная человеком новая жизнь не исключает слабости человеч. природы, а следовательно, возможности нового впадения в грех. Каждый грех наносит ущерб отношениям человека с Богом; восстановлению этих отношений и служит таинство И. Наряду с елеосвящением И. принадлежит к таинствам исцеления, т.к. исцеляет раны, нанесенные грехом.

Согласно НЗ, Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, прощал людям их грехи (Мк 2, 5-11; Лк 7, 36-50) и дал власть прощения грехов Своим ученикам апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 21-23). Совершая таинство И., Церковь продолжает это апост. служение прощения грехов.

Препятствуя общению человека с Богом, грех также нарушает общение человека с Церковью; в таинстве И. происходит примирение грешника с Церковью, неотделимое от его примирения с Богом. Служителями таинства И. являются преемники апостолов епископы, а также их помощники пресвитеры. От лица Церкви священник отпускает грехи именем Иисуса Христа и определяет епитимию. Кроме того, Церковь молится за грешника и совершает покаяние вместе с ним.

Элементы таинства И. Совершение таинства И. со стороны кающегося включает три действия — внутр. сокрушение, исповедание грехов перед священником и принесение Богу удовлетворения за грехи (исполнение епитимии). Сокрушением (contritio) называется переживание душевной боли по поводу совершенного греха, сопровождаемое отвращением к этому греху и твердым решением не грешить в будущем. Совершенное сокрушение (contritio perfecta) исходит из любви к Богу и само по себе приносит прощение даже смертных грехов, если сопровождается твердым решением при первой возможности прибегнуть к таинству И. (DH 1677); однако человек, осознающий, что совершил смертный грех, даже испытывающий сокрушение, не должен приступать к таинству Евхаристии, пока не получит отпущения грехов в таинстве И. (DH 1647, 1661), за исключением того случая, когда есть веские причины для принятия Евхаристии и невозможно приступить к И. (ср. CIC 916). Несовершенное сокрушение (attritio, contritio imperfecta) рождается из сознания уродства греха или из страха перед адом и др. наказаниями. Не только совершенное, но и несовершенное сокрушение является даром Бога. Даже несовершенное сокрушение располагает верующего к получению отпущения грехов в таинстве И. (DH 1678).

Собственно И. — исповедание грехов перед священником — в наст. время составляет осн. часть одноименного таинства. И. реализуется в беседе в форме вопросов и ответов между священником и исповедуемым. Кающийся должен перечислить все смертные грехи, совершенные после крещения и еще не прощенные в таинстве И., которые он сознает за собой, а также обстоятельства их совершения. Исповедание простительных грехов, не будучи строго обязательным, тем не менее также рекомендуется Церковью (DH 1680). Оно помогает верующим воспитывать свою совесть, бороться с дурными наклонностями, продвигаться вперед по пути дух. совершенствования.

Кроме признания своей вины, исповедующийся должен, насколько возможно, постараться загладить последствия греха в отношении др. людей и восстановить собственное дух. здоровье. Поэтому, помимо отпущения грехов, священник во время И. обязует исповедующегося совершить некоторые действия, называемые удовлетворением или епитимией, которые помогают кающемуся возместить материальный и моральный ущерб, нанесенный грехом, и вернуться на путь, подобающий христианину. Назначенная епитимия зависит от рода совершенных грехов и степени их тяжести.

Условиями для действенного получения таинства И. являются искреннее сокрушение в грехах, твердое решение более не грешить и избегать обстоятельств, ведущих к греху, а также готовность выполнить наложенную священником епитимию.

История таинства И. Практика таинства покаяния в древней Церкви широко представлена в сохранившихся документах начиная с сер. III в. Христиане, совершившие после крещения тяжкие грехи (отречение от веры, убийство и прелюбодеяние), чтобы примириться с Церковью, допускались в т.н. чин кающихся (ordo paenitentium). Это происходило после исповедания человеком своего греха епископу либо, если сам грех был известен многим, епископ мог назначить согрешившему покаяние, не ожидая такого исповедания. Принятие в чин кающихся выражалось в особом литург. обряде и обычно происходило на собрании всей общины. Период покаяния обычно включал неск. недель, но при особой тяжести совершенного греха мог насчитывать десятки лет и даже продолжаться до конца жизни. Кающийся не мог участвовать в таинстве Евхаристии, должен был соблюдать строгий пост, читать определенные молитвы, носить особую одежду (напр., власяницу), просить других молиться за него, во время богослужения он не мог заходить в храм или же должен был находиться в нем в соответствующем месте, отведенном кающимся. В то же время церк. община во время богослужений молилась за кающихся. По завершении периода покаяния епископ отпускал кающемуся грехи и допускал ею к участию в Евхаристии. Это примирение с Церковью также осуществлялось в виде определенною обряда, в котором участвовала вся община. Обычно епископ возлагал руки на кающегося в момент отпущения грехов, что означало возвращение ему даров Святого Духа, утраченных в момент совершения греха. Покаяние нередко рассматривалось как «второе крещение»; оно могло происходить лишь раз в жизни.

Описанная выше практика христ. покаяния имела сходство с существовавшей в то же самое время иуд. практикой временного отлучения от синагоги. Однако принципиальное отличие состояло в том, что у христиан примирение грешника с Церковью одновременно рассматривалось как его примирение с Богом, сопровождаемое отпущением грехов.

Прощение повседневных грехов в первые века христианства не было задачей таинства И.; для такого прошения считались достаточными обычные средства христ. дух. жизни: пост, молитва, милостыня.

После легализации христианства в Римской империи в IV в. число христиан стало быстро расти. Однако глубина рел. обращения новых христиан часто была более поверхностной, чем в период гонений. Суровость практики покаяния приводила к тому, что в 1V-VI вв. к ней стали прибегать все реже, откладывая ее на конец жизни.

В то же время в древней Церкви существовала практика бесед, происходивших с глазу на глаз между верующим и его дух. наставником, славящимся святостью своей жизни. Первый рассказывал о своем дух. состоянии, в т. ч. oсовершенных грехах, а второй по-отечески просветил обратившегося к нему и лавал ему советы, полезные для лух. роста. Такая беседа не имела характера таинства: наставник не отпускал грехов исповедующемуся, а лишь молился за него. Христ. авторы иногда называли такую беседу духовной терапией. Эта практика распространилась с IV в., особенно в монаш. кругах, прежде всего на Востоке, но затем и на Западе (упоминание о ней встречается у Иоанна Кассиана, Бенеликта Мурсийского и др. авторов).

Вероятно, под влиянием дух. терапии в V-VI вв. в Ирландии, в Церкви которой огромную роль играли монастыри, сформировалась новая форма таинства покаяния — т.н. частное покаяние. Служителями таинства в большинстве случаев были пресвитеры; лишь в случае особо тяжелых и публично совершенных грехов таинство совершалось епископами. Кающийся в личной беседе открывал священнику свои грехи, тот назначал ему епитимию, нередко строгую, но все же носившую исключительно личный характер. Как назначение епитимии, так и отпущение грехов давалось одним лишь священником без участия общины. Отпущение грехов не обязательно следовало после выполнения епитимии; иногда грехи могли быть отпущены сразу же (прежде всего это касалось повседневных грехов). Были составлены пенитенциалы — книги, в которых указывалось, какого рода епитимии должны соответствовать тем или иным конкретным грехам. В отличие от древней практики таинства покаяния, новая практика предусматривала возможность повторения и т.о. открывала путь к регулярному принятию таинства. Кроме того, она позволила включить в чинопоследование таинства отпущение как тяжких, так и повседневных грехов. Осн. элементом таинства стало не исполнение епитимии, а устное исповедание грехов (что и нашло отражение в самом названии «таинство И.»). Т.о., дух. терапия, до того времени встречавшаяся почти исключительно в монастырях, получила широкое распространение, став важной составной частью таинства покаяния.

Начиная с VI в. благодаря влиянию ирл. и англосаксонских миссионеров (в т.ч. Колумбана и Бонифация) частное покаяние распространилось в континентальной части Зап. Евроны. Карл Великий пытался восстановить публичное покаяние по древнему образцу, но оно применялось лишь для особо тяжких грехов; в качесгве епитимии в этих случаях моглофигурировать заключение в монастырь или паломничество. С XIII в. публичное покаяние было почти полностью вытеснено частным. К концу Средних веков практика отпущения грехов До исполнения епитимии стала преобладающей.

С X в. появились новые формулы отпущения грехов. Если раньше они имели форму прошения Богусо стороны священника («Господь... да простит тебе грехи»), до этого времени все чаше применялась личная форма (я οтпускаю тебе грехи...»), и по сей день использующаяся в Католической Церкви лат. обряда. Eщёодна характерная черта в эволюции таинства И. начиная со Средних веков — постепенное смягчение епитимии.

IV Латеранский собор предписал необходимость И. но крайней мере раз в год для всех верующих, достигших сознательного возраста (DH 812); это положение сохраняется и в совр. канон, праве (ОС 989). В противовес протестантам, оспаривавшим многие положения традиционной практики И., Тридентский собор сформулировал катол. учение о таинстве И. (DH 1667-93). Возрождению И. после Тридентского собора способствовало, в частности, введение исповедальни с решеткой, препятствовавшей священнику видеть лицо кающегося.

Хотя представление о тайне И. (sigillum confessionis), т.е. об обязанности епископа или священника сохранять в тайне полученные на И. сведения, восходят к древнейшим временам, впервые об этой обязанности официально упомянуто на IV Латеранском соборе (DH 814). Мн. богословы и канонисты ранее считали, что возможно косвенное нарушение тайны И., т.е. использование самим священником полученных на И. сведений для предотвращения возможного зла. Однако использование этих сведений было окончательно запрещено Священной Канцелярией в 1682. Это положение сохраняется и в совр. ККП (CIC 983-984).

Распространившийся в XVII в. янсенизм с присущим ему ригоризмом отрицал, что несовершенного сокрушения достаточно для реального отпущения грехов при И., и учил, что для действенного принятия таинства И. необходима подготовка сроком по крайней мере в неск. недель и что отпущение тяжких грехов возможно лишь после исполнения епитимии. Согласно янсенистам, И. легких грехов бесполезна, а для христианина, сознающего свою греховность, лучше не прибегать к таинствам вообще, чтобы не совершить святотатства. Такая позиция янсенистов противоречила катол. учению.

II Ватиканский собор указал на необходимость обновления чинопоследования таинства И. так, чтобы оно яснее выражало природу и действие этого таинства (SC 72). Документы собора подчеркивают общинную, церк. сущность таинства И.: грех наносит рану всей Церкви, и вся Церковь своей любовью, примером и молитвой содействует примирению грешников с Богом и с Церковью (LG II; ср. Presbyterorum ordinis 5). Положения II Ватиканскою собора получили развитие и конкретизацию в принятом в 1974 Чине покаяния (Ordo paenitentiae).В 1984 I lana Иоанн Павел II опубликовал апост. обращение Reconciliatio et paenitentia,имеющее целью побудить совр. людей вновь открыть для себя смысл покаяния, в т.ч. и таинства И.

В Средние века и в период после Тридентского собора в Церкви распространился юридический подход к И., согласно которому И. понималась как суд, а епитимия — как наказание за грех (ср. DH 1685, 1692). Совр. документы Церкви предпочитают другой, целительный подход, также традиционный (ср. DH 813): священник рассматривается как врач, который диагностирует болезни духа и назначает средства против них.

Совр. практика И. в Католической Церкви. Осн. формой совершения таинства И. по-прежнему является полная индивидуальная И., за которой следует отпущение грехов. Чинопоследование этого таинства обычно содержит следующие элементы: приветствие и благословение священника; чтение из Св. Писания с целью побудить кающегося к сокрушению о грехах; исповедание грехов священнику; наложение и принятие епитимии; отпущение грехов, даваемое священником; благодарение Богу и заключительное благословение со стороны священника.

Таинство покаяния может также совершаться в рамках богослужения, во время которого индивидуальная И. и индивидуальное отпущение грехов включены в Литургию слова, содержащую чтения и проповедь. В этом случае все участвующие в таинстве вместе готовятся к И. и вместе благодарят за прощение грехов. Такая форма яснее выражает общинный, церк. характер таинства И.

В случаях крайней необходимости может быть совершена общая И. и общее отпущение грехов. В этом случае, чтобы отпущение было действительным, верующие должны иметь намерение совершить личную И. при первой же возможности. Необходимость общей И. может возникнуть, напр., при непосредственной смертельной опасности, а также при столь большом количестве исповедующихся, что не хватает священников, чтобы выслушать личную И. каждого, так что кающиеся без их вины могут в течение длительного времени оказаться лишенными благодати таинства И. и Евхаристии. Суждение о наличии условий для общей И. выносит епарх. епископ; большое собрание верующих по случаю праздника или паломничества не представляет собой случая крайней необходимости (см. CIC 961-962).

И. в др. христ. конфессиях. С VIII в. в Вост. Церкви, как и на Запале, практика публичного покаяния почтиисчезла. В связи с ростом влияния монашества получила распространение практика частной И. монахам, многие из которых не были рукоположены. Симеон Новый Богослов (944-1022) писал, что епарх. священники по причине их недостаточно праведной жизни утратили способность отпускать грехи, и она перешла к монахам — единственным верным ученикам Христа. По сей день в Правосл. Церкви существует практика совершать И. перед дух. руководителем из числа монахов (т.н. старцем) который не обязательно является священником; однако такая И. («откровение помыслов») не рассматривается как таинство: как и в Католической Церкви, служителями таинства И. могут быть лишь священники и епископы. Осн. отличие состоит в том, что в Правосл. Церкви для принятия таинства Евхаристии необходимо исповедаться священнику непосредственно перед Божественной литургией (или накануне); у католиков же это условие не является обязательным, если верующий не находится в состоянии смертного греха. При этом правосл. практика в меньшей степени требовательна к перечислению всех грехов, сосредотачиваясь на дух. руководстве и помощи верующему со стороны священника: сама И. рассматривается скорее с целительной точки зрения, нежели с юридической. Епитимии нередко более продолжительны и суровы (посты, поклоны, чтение покаянных молитв), нежели у католиков; отпущение грехов может быть отложено до исполнения епитимии.

В Ассирийской Церкви Востока таинство И. практически отсутствует. В Древних Вост. Церквях оно в том или ином виде встречается.

Протест. богословие, как правило, не считает И. таинством и отрицает, что в результате И. человеку отпускаются грехи. Идеологами Реформации И. рассматривалась лишь как форма проповеди слова Божьего и, т. о., средство пробуждения веры, которая одна, с точки зрения протестантов, приносит спасение. Протестанты отрицают необходимость И. для спасения, считают невыполнимыми катол. требования к И. (перечисление всех грехов) и рассматривают несовершенное сокрушение (attritio), исходящее из страха перед вечным наказанием, как продиктованное эгоизмом, а следовательно, не помогающее спасению. Протестанты, признающие практику И., считают, что принять И. может любой верующий, хотя вдействительности исповедуются обычно пастору, избранному общиной для проповеди. Хотя основатели протестантизма считали И. полезной, на практике среди протестантом она постепенно почти исчезла, и лишь во 2-й пол. XX и. были предприняв более или менее успешные попытки возродить ее в ряде протест. Конфессий.

А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 557-565.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024