Колокол - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Колокол

Колокол (греч. κώδων, лат. signum, сатраnа) — один из древнейших ударных муз. Инструментов.

Первые сведения о церк. использовании К. относятся к кон. V в.: в пров. Кампания (Италия) звон К. собирал монахов на общие молитвы. Согласно традиционной версии, слово сатрапа происходит от названия этой области. С VI в. К. широко распространились в Зап. Европе; ими оснащались как монастыри, так и приходские храмы. В Риме К. появились в сер. VIII в. В Византию первые К. были привезены из Венеции в 880. На Руси К. существовали уже в XI в. и, возможно, были заимствованы непосредственно из Зап. Европы. Впоследствии К. получили на Руси широкое распространение.

К. украшались орнаментами, гербами, изображениями святых, а также надписями, содержащими посвящения, молитвы, указания о предназначении К., имена литейщиков и дарителей, даты изготовления.

К. созывали народ на богослужение, создавали атмосферу радости во время праздников, оповещали о смерти, возвещали наступление моста, указывали время личной молитвы, сообщали о стихийных бедствиях, пожарах, эпидемиях, приближении врагов.

С XV в. развивалась техника гармоничного звучания неск. К. разной величины. В XVI в. в Нидерландах изобре ген карильон — подбор К., управляемых с помощью клавиатуры. Один из самых известных карильонов находится в соборе Мехелена (Бельгия) и состоит из 49 К. (рус. выражение «малиновый звон» восходит к франц. названию этого города — Малин).

С VIII в. церк. К. освящаются; этот обряд, как правило, совершается епископом. При освящении К. получали имена начиная с 961, когда Папа Иоанн XIII дал имя «Иоанн» К. Латеранской базилики.

В наст. время в Католической Церкви К. используются для призыва народа на богослужение; звоном К. часто сопровождаются евхаристические процессии, молитва Ангел Господень, церемонии встречи епископа и обряд погребения. Во время мессы звон К. или алтарных колокольчиков (tintinnabulum, campanula) подчеркивает важность ее отд. моментов: начала, возношения даров и т.д. К. не звонят в период Пасхального триденствия, когда Церковь вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа: последний раз звон всех К. и колокольчиков храма сопровождает начало вечерней мессы Великого четверга, после чего К. молчат вплоть до навечерия Пасхи.

П. Чистяков

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1165-1167.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 732
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019