Колокол - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Колокол

Колокол (греч. κώδων, лат. signum, сатраnа) — один из древнейших ударных муз. Инструментов.

Первые сведения о церк. использовании К. относятся к кон. V в.: в пров. Кампания (Италия) звон К. собирал монахов на общие молитвы. Согласно традиционной версии, слово сатрапа происходит от названия этой области. С VI в. К. широко распространились в Зап. Европе; ими оснащались как монастыри, так и приходские храмы. В Риме К. появились в сер. VIII в. В Византию первые К. были привезены из Венеции в 880. На Руси К. существовали уже в XI в. и, возможно, были заимствованы непосредственно из Зап. Европы. Впоследствии К. получили на Руси широкое распространение.

К. украшались орнаментами, гербами, изображениями святых, а также надписями, содержащими посвящения, молитвы, указания о предназначении К., имена литейщиков и дарителей, даты изготовления.

К. созывали народ на богослужение, создавали атмосферу радости во время праздников, оповещали о смерти, возвещали наступление моста, указывали время личной молитвы, сообщали о стихийных бедствиях, пожарах, эпидемиях, приближении врагов.

С XV в. развивалась техника гармоничного звучания неск. К. разной величины. В XVI в. в Нидерландах изобре ген карильон — подбор К., управляемых с помощью клавиатуры. Один из самых известных карильонов находится в соборе Мехелена (Бельгия) и состоит из 49 К. (рус. выражение «малиновый звон» восходит к франц. названию этого города — Малин).

С VIII в. церк. К. освящаются; этот обряд, как правило, совершается епископом. При освящении К. получали имена начиная с 961, когда Папа Иоанн XIII дал имя «Иоанн» К. Латеранской базилики.

В наст. время в Католической Церкви К. используются для призыва народа на богослужение; звоном К. часто сопровождаются евхаристические процессии, молитва Ангел Господень, церемонии встречи епископа и обряд погребения. Во время мессы звон К. или алтарных колокольчиков (tintinnabulum, campanula) подчеркивает важность ее отд. моментов: начала, возношения даров и т.д. К. не звонят в период Пасхального триденствия, когда Церковь вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа: последний раз звон всех К. и колокольчиков храма сопровождает начало вечерней мессы Великого четверга, после чего К. молчат вплоть до навечерия Пасхи.

П. Чистяков

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1165-1167.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024