Кров\ь Христова - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Кровь Христова

Кровь Христова (греч. αίμα του Χριστού, лат. sanguis Christi).

Сказанные на Тайной вечере при установлении таинства Евхаристии слова Христа о Его Крови, которой надлежало пролиться (Мф 26, 28; Мк 14, 24; Лк 22, 20; 1 Кор 11, 25), должны были пониматься в контексте образов из в.-з. истории и иуд. ритуала, связанных с кровью. Две традиции описания Тайной вечери делают разные акценты, взаимно дополняющие друг друга: если Евангелия от Матфея и от Марка подчеркивают искупительный характер пролития К.Х. (у Матфея также очистительный: «во оставление грехов»; ср. Евр 9, где Христос уподоблен первосвященнику, совершающему очистительную жертву), то Евангелие от Луки и 1-е Послание к коринфянам делают акцент на новом завете, посредством К.Х. устанавливаемом между Богом и верующими во Христа (слова Иисуса над чашей были параллелью формуле установления завета на Синае, ср. Исх 24, 8).

Существенно также, что в III—I в. до н.э. выражение «плоть и кровь» закрепилось у евреев в значении «живого человека» во всей его цельности (ср. Сир 14,19; 17, 30; Мф 16, 17; Ин 1, 12-13). Т.о., Христос в установленном Им таинстве Евхаристии всецело приобщает Своих учеников Себе, Своей жизни, Своей личности.

В крови и воде, истекших из пронзенного копьем сердца Иисуса (Ин 19, 34), христиане с древности усматривали образы двух важнейших таинств Церкви — крещения и Евхаристии, в которых продолжается действие дарованного Христом искупления. По заповеди Христа Церковь творит воспоминание о Нем, совершая таинство Евхаристии и почитая евхарист. Хлеб и Вино как истинные Тело и Кровь Христа; согласно вере Церкви, в каждой капле евхарист. К.Х., равно как и в каждой частице евхарист. Тела, пребывает всецелый воскресший Христос.

По мнению ряда исследователей, у сир. христиан в первые века сохранялись свойственные семитским народам представления о единстве плоти и крови как свойстве живого человека. Этим некоторые литургисты склонны объяснять возникший в Древней Сирии обычай символически соединять евхарист. Тело и К.Х. перед причащением, дабы т.о. подчеркнуть присутствие в Св. Дарах воскресшего Христа в воссоединенном единстве Его Тела и Крови. Обряд соединения (commixtio) евхарист. видов приобрел в Церкви широкое распространение и существует по сей день.

С древности в христ. мире почитались некоторые святыни, на которых, как считалось, сохранились следы Крови, пролитой Христом во время Его страданий (в частности, реликвии, которым приписывалась непосредственная причастность к Страстям Христовым, напр. Туринская плащаница и находящиеся в Риме Колонна бичевания и Святая лестница).

В греч. церк. традиции с древности вошло в обиход использование в отношении К.Х. прилагательного «τίμιος» — «драгоценный», «достойный почитания», отсюда церковно-слав. «честная Кровь», лат. pretiosa Sanguis.

В истории Католической Церкви известно неск. монаш. конгрегаций, а также объединений мирян, посвященных К.Х., в т.ч. Конгр. Драгоценнейшей К.Х., Дочери Драгоценнейшей К.Х., Сестры-адоратки Драгоценнейшей К.Х., Братство Драгоценнейшей К.Х. и Миссионеры Драгоценнейшей К.Х.

В нач. XIX в. возникло литург. празднование в честь К.Х., первоначально введенное Конгр. отцов Драгоценнейшей К.Х. в собственный календарь (пятница 4-й недели Великого поста), а затем распространенное Папой Пием IX на всю Католическую Церковь лат. обряда (с 1849 стало праздноваться в 1-е воскресенье июля).

Среди практик благочестия, связанных с почитанием К.Х., особенно выделяются: 1) Венчик Драгоценнейшей К.Х., состоящий из библ. чтений и молитв, способствующих медитациям верующих о т.н. «7 излияниях К.Х.»: Обрезании Господнем, молитве Иисуса в Гефсимании, бичевании Иисуса, увенчании Его терновым венцом, пути на Голгофу, распятии и прошении Его сердца копьем; 2) Литания Драгоценнейшей Крови Иисуса Христа, утвержденная в 1960 Папой Иоанном XXIII; 3) Час поклонения Драгоценнейшей К.Х., который может совершаться в различных формах, но имеет одну цель — поклонение Крови Христа, присутствующего в Евхаристии, а также благодарение за дар искупления.

Почитание К.Х. поощряется в принятом в 2001 Конгр. богослужения и таинств Руководстве по народному благочестию и богослужению (п. 175-179).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1400-1402.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024