Литургическое движение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургическое движение

Литургическое движение — совокупность инициатив в Зап. Церкви, предпринимавшихся в ΧΙΧ-ΧΧ вв. с целью возрождения активного, сознательного и плодотворного участия народа в богослужении.

Началом Л.д. принято считать 1830-е, когда франц. бенедиктинец П. Геранже предпринял первые шаги по возрождению ср.-век. традиций катол. богослужения и по литург. просвещению. Его книги вскоре получили распространение во мн. странах, способствуя лучшему пониманию богослужения среди широких масс верующих. Одновременно, хотя и независимо, в англиканской среде зародилось Оксфордское движение, ставившее широкий спектр задач, в т.ч. и в области литург. возрождения. Немалая роль в развитии в Зап. Европе интереса к культуре Средневековья и богослужению как одному из ее элементов принадлежала деятелям романтизма. Большинство представителей Л.д. этого периода усматривало идеал литург. жизни Церкви в Средневековье, несмотря на то что в ту эпоху первоначальные христ. представления о значении богослужения были в определенной степени забыты. Кроме того, катол. Л.д. было направлено в большей мере на возрождение роли богослужения для монашествующих, нежели для мирян.

Принципиально новый этап Л.д. развернулся в нач. XX в. Реформаторские начинания Папы Пия X (поощрение общинного участия в мессе, частого причащении и др.) создали почву для дальнейшего развития Л.д. Одним из пионеров нового этапа стал белы, свящ.-бенедиктинец Ламбер Бодуэн (1873-1960). Издававшийся им журнал Questions liturgiques et paroissiales способствовал обмену литург. опытом в жизни Церкви, а книга Бодуэна La piete de l'Eglise (Благочестие Церкви) явилась своего рода манифестом Л.д. С 1925 началось создание Бодуэном в Бельгии монастырей визант. обряда (в т.ч. Шеветонь), что способствовало более углубленному изучению на Западе восточнохрист. традиции, мн. элементы которой впоследствии органично вошли в литург. жизнь католиков лат. Обряда.

С нач. XX в. наметился существенный прогресс в катол. литургике и литург. богословии. В 1920-е одним из наиболее заметных науч. центров стало бенедикт. аббатство Мариа Лаах в Германии. Труды таких его деятелей, как И. Хервеген и О. Казель, способствовали более глубокому пониманию различных сторон литург. жизни Церкви, а также сущности богослужения в целом.

С 1930-х Л.д. особенно интенсивно развивалось во Франции, где, в отличие от др. стран, пользовалось поддержкой церк. иерархии и практич. нововведения приняли более организованный характер. В 1943 там был создан Нац. центр литург. пастырства под руководством Б. Ботта и А. Мартимора. Во Франции в литург. практику вошли «диалоговые мессы» (на которых верные, как в раннехрист. период, произносили определенные слова в ходе мессы), причащение верных только во время мессы (прежде это зачастую делалось вне мессы), дублирование лат. библ. чтений на франц. языке, пение на богослужениях псалмов во франц. переводе и др.

Результатом Л.д. стала начатая в 1948 Пием XII литургическая реформа, которая приобрела вероучительное и методологическое обоснование в конст. II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium (1963).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1698-1699.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024