Литургия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургия

Литургия (древнеевр. ЕВР, греч. λειτουργία, лат. liturgia) — 1) в общем значении (используемом в Католической Церкви) — обществ, церк. культ, выражающийся в совершении таинств и канон, часов (часы литургические); термин «Л.» не относится к практикам благочестия (которые называются также паралитургическими обрядами); 2) в узком значении (используемом в основном в Вост. Церквях визант. традиции) — богослужение таинства Евхаристии.

1) С богосл. точки зрения, совершая Л., Церковь посредством определенных обрядов, знаков и символов выражает и осуществляет реальность присутствия Христа. Л. направлена на освящение человека и прославление Бога, она предвосхищает грядущее единение Бога с людьми. Это сакраментальное измерение Л. чрезвычайно важно для католичества и православия и в целом не свойственно протест, традиции, делающей акцент в осн. на социальном аспекте Л. как собрания христиан, обладающих священством всех крещеных (единственным признаваемым в протестантизме), с целью совместной молитвы, слушания слова Божьего и созидания общины вместе с Христом. Т.о., Л. имеет 3 осн. измерения: 1) внешнее, обрядовое (Л. как совокупность символов, песнопений и действий, с помощью которых Церковь воздает поклонение Богу); 2) правовое (Л. — общественный, правовым образом установленный культ, осуществляющийся в Церкви с помощью канонически уполномоченных представителей); 3) богословское (Л. как таинство совершенного обществ, поклонения Богу, осуществляемого Христом и Его мистическим телом — Церковью). Богосл. аспект Л. подчеркнут в энц. Mediator Dei (1947) Папы Пия XII и в конст. II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium.

Термин. В Древней Греции слово «Л.» (доел, «дело народа», «служение для народа») исходно обозначало обязательные или добровольные действия в пользу всего об-ва (уплата налогов, воен. служба, устройство зрелищ, строительство мостов и т.п.), а также обществ, поклонение богам, возносимое жрецами. Со временем Л. стали называть только рел. культ, сохраняя при этом аспект участия всего об-ва в его совершении. В греч. переводе ВЗ, Септуагинте, слово «Л.» употребляется исключительно в рел. значении и подразумевает служение священников и левитов, а в НЗ означает как в.-з. культ, так и деятельное выражение любви к ближнему, служение благу др. людей, но не используется применительно к Евхаристии, которая называется «преломлением хлеба» (Деян 2, 42; 1 Кор 10, 16) или «Вечерей Господней» (1 Кор И, 20). Термин «Л.» начал употребляться в вост. христианстве с IV в. и обозначал служение духовенства, особенно в отношении совершения Евхаристии; область его значения на Востоке постепенно сужалась и с IX в. означала уже только евхарист. богослужение. На христ. Западе термин «Л.» стал использоваться в эпоху Возрождения, а с XVIII в. был введен в офиц. употребление для обозначения всего церк. богослужения.

История. Важнейший источник Л. — спасительные деяния Иисуса Христа. Принеся жертву на кресте, Он совершил дело подлинного освящения и богопочитания и передал его Церкви в Евхаристии и др. таинствах, которые впоследствии приобрели определенные молитвенно-обрядовые формы. В чинопоследовании таинств неизменными остаются только те элементы, которые происходят от Самого Христа.

Христ. Л. родилась в среде древнеевр., эллинистической и рим. культуры. Из древнеевр. богослужения христ. Д. почерпнула молитвы, чтения и обрядовые формы: образцом для Л. слова Божьего было синагогальное богослужение; первоначальный литург. календарь основывался на древнеевр. календаре; широко использовались псалмы, молитвы, составленные раввинами; благодарственные молитвы представляют собой прототип евхарист. молитв. В то же время происходила аккомодация языческих молитв (с заменой объекта молитвы) и праздников; языческий культ (в особенности мистерии в честь бога Митры и празднества в честь Юпитера) оказал большое влияние на внеш. сторону Л. (напр., процессии). Влияние рим. традиции сказалось в распространении семейной молитвы, а также в правовом аспекте христ. богослужебной традиции.

В ранний период церк. истории Л. имела простые обрядовые формы, которые в различных христ. общинах были практически одинаковыми; центр, место занимала Евхаристия, совершавшаяся в рамках агапы по воскресеньям в частных домах. В отд. местах (напр., в Персии) стали появляться первые христ. храмы. На терр. Рим. империи наряду с домашней Л. (крещение, воскресная Евхаристия, общие молитвы) происходили собрания в катакомбах. Особенность Л. этого периода — иерархически упорядоченное участие в ней верующих: епископ возглавлял богослужение, диаконы поддерживали порядок и приносили дары, а чтец читал фрагменты Библии. Позднее в Л. отд. церк. провинций сформировались специфические особенности. В рим. христ. общине в Л. преобладали элементы греч. культ, традиции (в т.ч. язык и обряды), латинизация произошла лишь в IV в.; близкую к римской Л. форму имела Л. Северо-Зап. Африки (исчезнувшая в результате мусульм. завоевания этих территорий).

К IV в. относится возникновение отд. литург. традиций: александрийской, имевшей нац. егип. специфику и сохранившейся в среде коптов и эфиопов, антиохийской (от которой произошли сир., маронитская, халдейская и армян. А.) и иерусалимской. На Востоке возник и византийский обряд.

Л. на терр. Сев. Италии, Галлии, Испании и Брит, о-вов использовала латинский язык. Развитие Л. служило импульсом для развития сакральной архитектуры, в т.ч. строительства базилик. Унификацию зап. Л. Впервые предпринял Папа Лев I Великий, а продолжили Римские папы Гелазий I и Григорий I Великий. Под влиянием христол. споров в Л. стало особенно подчеркиваться единство Божественной и человеч. природы Христа. Значительно расширился круг праздников литург. года, в т.ч. связанных с Рождеством Христовым, а также почитанием Богородицы и святых. В период, когда на Св. Престол избирались Римские папы сир. происхождения (кон. VII — 1-я пол. VIII в.), в рим. Л. было привнесено много вост. элементов. Богослужебными книгами того времени были сакраментарии, антифонарии, градуалы, лекционарии, евангелиарии. Совмещение этих книг начало происходить в X в.; объединенная книга получила название Missale plenum (Полный миссал). Подобным образом происходило объединение книг, предназначенных для чтения литургических (или канонических) часов: из псалтири, антифонария, коллекционария, лекционария, гомилиария и книг житий святых сформировался сборник под названием бревиарий. С XIII в. получил особое развитие культ Евхаристии; ок. 1200 было введено возношение Даров при их освящении во время мессы (впоследствии развившееся в практику поклонения Св. Дарам и совершения процессии Тела Господня).

С XI в. распространилась практика многократного (иногда более 3 раз в течение дня) служения мессы в одном храме. Получили развитие т.н. литургические драмы (рождественские и пасхальные).

С XIV в., особенно в период Великой схизмы, на Западе происходил процесс постепенной утраты единообразия Л.; различные епархии вводили свои, часто не согласующиеся с традицией, обычаи; иногда даже в одном храме не придерживались единого литург. обряда. Фундаментальная реформа Л. была проведена на Тридентском соборе. В 1568 Папа Пий V издал Breviarium Romanum (Римский бревиарий), а в 1570 — Missale Romanum (Римский миссал); в этих книгах, по сравнению с предшествующими, был усовершенствован язык и ликвидирован избыточный символизм. Папа Григорий XIII в 1582 издал реформированный литург. календарь, а Папа Климент VIII в 1596 Pontificale Romanum (Римский понтификал) и в 1600 — Caeremoniale episcoporum (Епископский церемониал). Папа Павел V, издав в 1614 Rituale Romanum (Римский требник), ввел единообразие в совершение таинств и сакраменталий. Важную роль при выработке и сохранении литург. норм в Католической Церкви сыграла образованная в 1588 Папой Сикстом V Конгр. свящ. обрядов (ныне — Конгр. богослужения и таинств). В результате катол. Л. приобрела четкую структуру, не подвергавшуюся изменениям на протяжении неск. столетий.

В XX в. в условиях нового времени начался процесс реформирования Д., основанный на ее глубоком изучении (литург. движение), в рамках которого получил распространение Малый миссал для верных, способствовавший лучшему пониманию мирянами Л. Папа Пий X реформировал структуру литург. года, а также установил новые нормы для миссала и бревиария. Существенное влияние на развитие катол. Л. оказали решения II Ватиканского собора, одним из итогов которого стала реформа всех литург. книг Католической Церкви (литургическая реформа).

Богословие. А. и история спасения. История спасения человеч. рода получила свое исполнение в личности Иисуса Христа, Который и после воскресения продолжает жить и действовать в Своей Церкви; Л. выражает присутствие Христа в Церкви. Христос ниспослал Святого Духа на апостолов не только для того, чтобы они провозглашали Евангелие, но и для того, чтобы через таинства и др. литург. действия они исполняли дело спасения и тем самым участвовали в спасительной миссии Самого Христа (ср. SC 6). Благодаря Л. осуществленное во Христе вневременное дело спасения человека и совершенного прославления Бога в Церкви не только возвещается, но и становится реально доступным людям всех времен, ибо цель Л. — постепенное восполнение в отд. личностях и всем человечестве полноты образа Христа, преображение по подобию Христа. Л. Церкви заключает в себе синтез всей истории спасения, являя и актуализируя весь ряд спасительных событий, а также знаменует последний (эсхатологический) этап истории спасения, грядущее пришествие Христа во славе, когда люди получат возможность увидеть Бога лицом к лицу и принять участие в небесной Л. В Л. осуществляется общение святых и деятельным образом выражается надежда на второе пришествие Иисуса Христа.

Присутствие Христа в Л. выражается прежде всего в евхарист. жертвоприношении, в котором Он пребывает и в лице служителя, и, преимущественно, под евхарист. видами хлеба и вина (SC 7). Кроме того, Он присутствует во всех др. таинствах («когда кто-либо совершает крещение, крестит Сам Христос»), чтении слова Божьего («когда в Церкви читается Священное Писание, говорит Он Сам») и в молитве собравшихся на Л. христиан. Выделение особого присутствия Христа в совершении Евхаристии основано на субстанциальном измерении этого присутствия под видом хлеба и вина. В Л. присутствует Христос как Личность и как совершенное Им дело спасения.

Единый Священник. Гл. предстоятель и служитель Л. — Иисус Христос, единый и вечный Священник, Который присоединяет к Себе всех верующих, всю Церковь, в результате чего Л. становится делом Христа и всей Церкви. Благодаря всеобщему священству, называемому также священством крещеных, Л. совершают все христиане, литург. собрание в целом, воздающее через Христа в Святом Духе надлежащее поклонение Богу Отцу. Свящ. служение Христа направлено прежде всего к верующим (освящение) и через воссоединение с ними — к Отцу (поклонение). Освящение делает человека способным установить подлинную дух. связь с Богом, жить для Бога и всей жизнью воздавать Ему честь и славу. Особое значение в совершении Л. имеют те участники литург. собрания, которые приняли таинство священства (епископы, священники, диаконы), ибо они представляют в Л. Христа, действуют «от лица Христа» (ш persona Christi), являются «иконой» Христа-Священника как в деле освящения, так и в поклонении Богу; поэтому они руководят совершением Д., будучи ее служителями.

Действие Святого Духа. Л. совершается благодаря присутствию и действию Святого Духа, Который осуществляет свою миссию освящения, являя верующим спасительную тайну Христа, в т.ч. через возвещение в Л. слова Божьего и дарование читающим и слушающим благодати понимать это слово и принять всем сердцем провозглашаемое спасение. Др. форма освящения в Л. посредством Святого Духа — актуализация спасительных деяний, совершенных Христом. Плод действия Святого Духа — объединение всех участников Л. с Христом и друг с другом; осуществляется это прежде всего в таинстве Евхаристии.

Обряды, символы и знаки. Л. имеет различные обрядовые формы; реальное освящение людей и прославление Бога осуществляется под покровом знаков и символов. В рамках истории спасения существовал ряд этапов, с которыми связаны различные знаки. На этапе природных религий знаком Бога было все дело творения. Этапом предвестия тайны Христа было время в.-з. Откровения, где к знакам, свойственным сотворенному миру, добавились такие понятия, как Пасха, Храм и т.д. Этап исполнения этого предвестия — период, начатый воплощением Бога и увенчавшийся Пасхой Христовой (смертью и воскресением Христа); знаки этого этапа —спасительные деяния Иисуса. Этап актуализации тайны Христовой в людях — эпоха Церкви, знаки этого этапа образуют Л. Подобно тому как деяния Христа были знаками, выражающими извечную волю Бога спасти людей, литург. действия служат знаками ее актуализации на уровне обрядов, совершающейся по воле Христа с помощью знаков и символов. К обрядовому измерению в Л. относятся литург. жесты, слова, музыка, иконы.

Поклонение в Духе и истине. Способствуя углублению связи людей с Христом, Л. делает их детьми Божиими, возносящими своей жизнью хвалу Богу. Христ. Л. — прежде всего выражение веры, т.е. принятия Бога как высшей ценности и как Спасителя. Подлинное поклонение Богу осуществляется в сердце человека, в котором верующий во Христа может превозносить Бога благодаря содействию Святого Духа (ср. Мф 6, 6). Укоренение во Христе делает человека храмом Бога живого (ср. ККЦ 1179). В особой степени такими храмами являются святые, прежде всего Преев. Богородица, в Непорочном Сердце Которой Бог был принят и прославлен.

Слово Божие. Л. определяет особое надлежащее время и место публичного чтения Св. Писания (DV 21). Эту практику следует воспринимать в ист. контексте, в первую очередь, в связи с древнеевр. синагогальной Д., служившей дополнением жертвенного храмового культа. Л. с самого начала использовала форму дух. поклонения, в иудаизме более характерную для синагоги, чем для Храма. В богосл. аспекте иуд. культ основывался на спасительных деяниях, совершенных Богом для блага Своего народа. Л. — это обрядовая актуализация спасения, возвещенного в Св. Писании (в отличие от древнеевр. Л., которая имела значение лишь обрядового предвестия спасения). Св. Писание получает в Л. свою конкретную интерпретацию в контексте осуществляющейся истории спасения. Христос — реальность, предвозвещенная Св. Писанием и становящаяся посредством Л. осуществленной реальностью.

Время. Властителем времени является Бог, поэтому каждая минута — это призыв к поклонению Ему. Наряду с этим в течение года есть отдельные дни и периоды времени, когда христиане особым образом вспоминают совершенные Богом спасительные дела и воздают Ему благодарное почитание; при этом все празднования связаны с личностью Иисуса Христа и спасительными событиями Его жизни. Не только однократное служение Л., но и вся совокупность этих богослужений, вписанная в распорядок литург. года, является актуализацией осуществленных во Христе спасительных событий. Как в тайне Христа центр, событием является Пасха, так средоточием литург. года служит праздник Пасхи. В рамках литург. года празднуется воспоминание тайны воплощения, связанное с Рождеством Христовым, а также воспоминание великих дел Божиих, осуществленных в святых и блаженных, прежде всего в Преев. Богородице.

о. Б. Мигут

2)

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1700-1714.

Внимание:
Статья дана в сокращении.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024