Литургия слова - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургия слова

Литургия слова (лат. Liturgia verbi),в зап. литургической терминологии — часть богослужения некоторых таинств и сакраменталий, основу которой составляет чтение фрагментов Св. Писания.

В Святой мессе Л.с. является первой из двух осн. частей. В вост. традиции аналогичная часть в контексте Божественной литургии именуется Литургией оглашенных; в этом названии запечатлелась раннехрист. церк. практика, когда оглашенные (катехумены) не могли присутствовать вместе с верными (уже крещенными членами Церкви) во время совершения Евхаристии, а ограничивались 1-й частью литургии (во время которой читалось и толковалось слово Божие), приобретая благодаря этому знание основ христ. Веры.

Л.с. восходит к иуд. практике чтения и толкования Св. Писания в синагогах. В ранней Церкви Л.с. включала в себя возглашение нескольких перикоп (фрагментов, которые принято называть чтениями) из Библии (последним и главным среди них был фрагмент из Евангелия). Каждое чтение толковалось в следовавшей за ним проповеди; чтения перемежались пением псалмов и др. библ. гимнографических текстов. Затем в Л.с. следовали молитвенные прошения о нуждах Церкви и мира, завершавшиеся особой молитвой о катехуменах, после которой последние покидали собрание. Подобная структура Л.с. с теми или иными изменениями сохранилась в дальнейшем в различных литург. обрядах. Первоначально выбор текстов для чтений определялся предстоятелем; как правило, практиковалось последовательное чтение той или иной библ. книги, продолжавшееся на каждой последующей литургии. В раннем Средневековье в различных местных Церквях закрепилась собственная практика выбора чтений в зависимости от дня литург. года: в ряде случаев они были обусловлены темой праздника или литург. времени, в остальных носили последовательный характер, позволявший представить в наибольшей полноте важнейшие библ. Книги.

В традиции Рим. Церкви Л.с. первоначально состояла из 3 чтений (в.-з., апост. и еванг.) с проповедью; между двумя первыми чтениями пелся псалом с ответом (responsorium), а чтению Евангелия предшествовало пение Аллилуйя; завершалась Л.с. Молитвой верных (на исходе раннего Средневековья в конце Л.с. в воскресные и праздничные дни стал произноситься также Символ веры). В эпоху зрелого Средневековья Л.с. в рим. обряде претерпела ряд изменений: число чтений свелось к двум — апостольскому (заменявшемуся в ряде случаев ветхозаветным) и евангельскому; псалом был сведен к неск. стихам (градуал), к которым в отд. случаях могли присоединяться секвенция или тракт; проповедь перестала носить обязательный характер; Молитва верных вышла из употребления.

Благодаря литургическому движению в сер. XX в. в Католической Церкви возникло стремление к возвращению Л.с. ее исходного значения: уже тогда в приходах некоторые чтения стали дублироваться на совр. нац. языках. II Ватиканский собор наметил существенное реформирование Л.с., заявив, что 2 части мессы (Л.с. и Евхарист. литургия) «так тесно связаны одна с другой, что составляют единый акт богопочитания» (SC 56). В числе важных решений собора было более полное раскрытие для верных сокровищницы Библии, «чтобы в течение установленного числа лет народу зачитывалась преобладающая часть Св. Писания» (п. 51), усиление роли проповеди (п. 52), восстановление Молитвы верных (п. 53), использование в чтениях и молитвах нац. языков (п. 54). Благодаря этому в ходе дальнейшей реформы облик Л.с. в рим. обряде во многом приблизился к первоначальному: вновь стал произноситься ответный псалом, а по воскресеньям и в дни торжеств число чтений из Св. Писания достигло трех.

Для того чтобы верующие имели возможность приобщаться к Божественному Откровению в большей его полноте, литург. годы объединяются в 3-годичные циклы для воскресных чтений и в 2-годичные — для будничных: т.о., по воскресеньям и дням торжеств в течение 3 лет прочитывается большая часть Евангелия и наиболее значительные места из др. книг ВЗ и НЗ; по будням же все Евангелие прочитывается в течение одного литург. года, а важнейшие фрагменты др. библ. книг — в течение 2 лет. Во мн. случаях конкретный выбор текстов Св. Писания для чтения на мессе обусловлен событиями истории спасения, празднуемыми в данный день или период литург. года. Книгой, по которой во время мессы читаются соответствующие фрагменты Св. Писания, является Лекционарий.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1714-1716.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 801
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 6





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019