Литургика - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургика

Литургика — наука о богослужении. Различаются отд. направления Д., в т.ч. ист. Л. (включающая сравнительную Л.) и пастырская Л. (предметом которой является пастырская функция различных сторон литург. жизни). Особой областью церк. знания является литург. богословие, т.е. богосл. рассмотрение богослужения Церкви (иногда это же словосочетание используется в значении богословия, находящего выражение в литургии). Есть также тематические области Д.: сакраментология (изучение таинств), эортология (наука о праздниках и годичном круге) и др.

Хотя вопросы, связанные с богослужением, рассматривались уже Отцами Церкви (Поучения тайноводственные Кирилла Иерусалимского, О таинствах Амвросия Медиоланского, Об оглашении пребывающих в неведении Августина и др.), систематическое изучение литургии Церкви началось только в каролингскую эпоху. Амаларий из Меца первым создал подробные комментарии к большей части богослужений рим. обряда. С его трактатами сложившийся на христ. Востоке аллегорический метод толкования литургии проник на Запад, где надолго занял главенствующее место. В IX в. большой вклад в изучение богослужения был сделан Рабаном Мавром и его учеником Валафридом Страбоном, труды которого о происхождении некоторых богослужений демонстрируют высокий для того времени уровень сравнительно-ист. исследования. Развитие аллегорико-символического метода увенчалось в XIII в. 8-томным трудом провансальского еп. Гильома Дуранда Старшего Rationale divinorum officiorum (Истолкование богослужений).

В Византии наука толкования богослужения переживала расцвет в XIII-XV вв., особенно в трудах Николая Кавасилы и Симеона Солунского.

С кон. XV в. с появлением книгопечатания возникли широкие возможности для издания литург. текстов, молитвенников и комментариев на богослужение. Критика со стороны деятелей Реформации поставила Католическую Церковь перед необходимостью апологии своего богослужения и таинств, что способствовало развитию историко-литург. исследований. Кроме того, Тридентский собор потребовал, чтобы ход мессы объяснялся народу.

В XVI в. начали издаваться первые антологии литург. текстов. Эразм Роттердамский и Клод де Сенкт сделали первые переводы вост. богослужений на латынь.

В XVII-XVIII вв. работу по публикации и комментированию зап. и вост. литург. текстов интенсивно продолжали мн. ученые: во Франции — Ж. Мабийон, Э. Мартен, Э. Ренодо, Ж. Гоар; в Италии — Дж. Бьянкини, Дж. Томмази, Л. Муратори, а также работавшие в Риме сирийцы-марониты Й.С., С.Э. и Й.А. Ассемани; в Англии — А. Лесли.

В эпоху Просвещения изучение богослужения и его популяризация пережили период упадка и возродились лишь в XIX в. в тесной связи с литургическим движением — прежде всего во Франции (П. Геранже) и в Англии (Оксфордское движение в Англиканской Церкви). Немалый вклад в изучение христ. гимнографии был осуществлен во 2-й пол. XIX в. в Англии (Дж.М. Нил) и Германии (X. Даниель, Ф.Й. Моне).

В кон. XIX — нач. XX в. литург. знания заметно пополнились исследователями церк. истории (Л. Дюшен, П. Батиффоль) и востоковедами (Ф. Конибеар, А. Баумштарк). В этот период Л. все более четко оформлялась как самостоятельная наука. В Англии появилась плеяда исследователей истории зап. и вост. богослужения (Ф.Э. Брайтман, У. Фрер, Г. Тёрстон, Э. Бишоп). В нач. XX в. в Бельгии деятельность Л. Бодуэна положила начало новому этапу литург. движения. Бодуэну принадлежат исследования по истории богослужебных книг и литург. нар. благочестия; кроме того, он основал журнал Questions liturgiques etparoissiales.

Бенедиктинское Солемское аббатство во Франции стало в XX в. одним из гл. центров изучения Л. Здесь начинали свою деятельность Ф. Каброль и А. Леклерк, на протяжении ряда лет осуществлявшие публикацию литург. текстов (не рим. обряда) в серии Monumenta Ecclesiae liturgica,а также издававшие крупнейшую энциклопедию по христ. археологии и Л. Dictionnaire d'archeologie chretienne et de la liturgie (1907-57).

С 1920-х др. центром литург. исследований под руководством И. Хервегена стало бенедикт. аббатство Мариа Лаах в Германии. Одним из ярчайших представителей этой школы был О. Казель.

В 1930-40-е Л. развивалась в различных направлениях как в катол., так и в правосл. и протест, среде. Знаменательной стала публикация в 1945 обобщающего труда по сравнительно-ист. Л. англиканского бенедиктинца Г. Дикса The Shape of Liturgy (Облик литургии). Во Франции на 1940-е пришелся новый импульс литург. движения, проявившегося в т.ч. в прогрессе литург. исследований: под руководством Б. Ботта был организован Нац. центр литург. пастырства, издающий журнал La Maison-Dieu.

Труды О. Казеля и ряда др. литургистов и богословов (француз Л. Буйе, австрийцы Й. Юнгман и П. Парш, немец Й. Вагнер, итальянец Ч. Ваггаджини) сыграли важную роль для дальнейшего оформления на II Ватиканском соборе катол. учения о богослужении (конст. Sacrosanctum Concilium), а также для литург. реформы. Собор указал на необходимость введения Л. в число гл. дисциплин, преподаваемых при подготовке клириков и монашествующих (SC 14-18).

В последние десятилетия углубляются исследования новых аспектов богослужения, в т.ч. социологического, этнографического (особенно в связи с инкультурацией) и др.

Изучение истории визант. богослужения (включая славянское) в кон. XIX — нач. XX в. было углублено исследователями, принадлежавшими к Русской Правосл. Церкви, среди них Е. Ловягин, И. Мансветов, А. Алмазов, А. Дмитриевский, И. Карабинов, М. Скабалланович; после революции рус. правосл. Л. продолжала развиваться в осн. в эмиграции (о. Н. Афанасьев, архим. Киприан (Керн), о. А. Шмеман), но не исчезла и в СССР (H. Успенский). В кон. XX в. заметный вклад в изучение визант. богослужения был внесен также зап. катол. литургистами (М. Арранц, X. Матеос, Р. Тафт и др.).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1691-1693.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 878
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019