Люцернарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Люцернарий

Люцернарий (греч. λυχνικόν, лат. lucernarium),светильничное богослужение — в некоторых литург. традициях первая часть вечернего или ночного богослужения (как правило, вечерни), название которой связано с зажжением светильников и в которой особое место принадлежит символике света.

Большинству народов древности было свойственно благоговейное отношение к источникам света, и зажжение с наступлением темноты светильников в домах было своего рода ритуалом. Это нашло отражение и в ранне-христ. культе. Среди литургистов нет единого мнения по поводу происхождения Л., вошедшего в традицию некоторых христ. общин Вост. Средиземноморья уже в IV в.: одни считают Л. заимствованием из обрядов иудаизма, где особым значением наделялось зажжение светильников при наступлении субботы, а также праздника Обновления Иерус. храма (Ханука); другие, обращая внимание на ежедневное совершение Л. в древности, склонны предполагать, что Л. вошел в христ. культ в результате введения древнерим. ритуала, сопровождавшего ежевечернее зажжение светильников, который приобрел в христианстве иную форму и новое содержание ввиду христ. понимания символики света, противопоставленного тьме в самом начале сотворения мира (Быт 1, 3-5) и открытого миру во Христе (Ин 1, 4-9).

По мере ист. развития Д., сохранившийся в некоторых литург. обрядах, местами утратил свои первоначальные внеш. особенности. В амвросианском и мозарабском обрядах он присутствует как начало чина вечерни; в рим. обряде — только в богослужении навечерия Пасхи (благословение огня и пасхальной свечи), именуемое также Литургией света.

В визант. обряде Л. (в славяно-визант. традиции — Светильничное) представляет собой начало вечерни. Его основу составляют псалмы 103, 140, 141, 129, 116, в части которых отд. стихи могут перемежаться стихирами, меняющимися в зависимости от празднования; в Л. входят также великая и малая ектении; кроме того, в позднее Средневековье на начало Л. сместились все священнические молитвы вечерни, которые стали читаться уже не в полный голос, а тайно, в сгруппированном виде, под общим названием Светилънинных молитв. Визант. Л. завершается известным уже с IV в. гимном Φως Ιλαρόν (Свете тихий), в котором прославляется Христос как истинный Свет, сияющий среди тьмы этого мира и дающий жизнь.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1605-1607.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024