Люцернарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Люцернарий

Люцернарий (греч. λυχνικόν, лат. lucernarium),светильничное богослужение — в некоторых литург. традициях первая часть вечернего или ночного богослужения (как правило, вечерни), название которой связано с зажжением светильников и в которой особое место принадлежит символике света.

Большинству народов древности было свойственно благоговейное отношение к источникам света, и зажжение с наступлением темноты светильников в домах было своего рода ритуалом. Это нашло отражение и в ранне-христ. культе. Среди литургистов нет единого мнения по поводу происхождения Л., вошедшего в традицию некоторых христ. общин Вост. Средиземноморья уже в IV в.: одни считают Л. заимствованием из обрядов иудаизма, где особым значением наделялось зажжение светильников при наступлении субботы, а также праздника Обновления Иерус. храма (Ханука); другие, обращая внимание на ежедневное совершение Л. в древности, склонны предполагать, что Л. вошел в христ. культ в результате введения древнерим. ритуала, сопровождавшего ежевечернее зажжение светильников, который приобрел в христианстве иную форму и новое содержание ввиду христ. понимания символики света, противопоставленного тьме в самом начале сотворения мира (Быт 1, 3-5) и открытого миру во Христе (Ин 1, 4-9).

По мере ист. развития Д., сохранившийся в некоторых литург. обрядах, местами утратил свои первоначальные внеш. особенности. В амвросианском и мозарабском обрядах он присутствует как начало чина вечерни; в рим. обряде — только в богослужении навечерия Пасхи (благословение огня и пасхальной свечи), именуемое также Литургией света.

В визант. обряде Л. (в славяно-визант. традиции — Светильничное) представляет собой начало вечерни. Его основу составляют псалмы 103, 140, 141, 129, 116, в части которых отд. стихи могут перемежаться стихирами, меняющимися в зависимости от празднования; в Л. входят также великая и малая ектении; кроме того, в позднее Средневековье на начало Л. сместились все священнические молитвы вечерни, которые стали читаться уже не в полный голос, а тайно, в сгруппированном виде, под общим названием Светилънинных молитв. Визант. Л. завершается известным уже с IV в. гимном Φως Ιλαρόν (Свете тихий), в котором прославляется Христос как истинный Свет, сияющий среди тьмы этого мира и дающий жизнь.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1605-1607.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 10782
    Сессий: 22
    Сейчас на сайте: 10





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024