Маронитский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Маронитский обряд

Маронитский обряд (ritus maroniticus, seu Maronitarum) — один из вост. литург. обрядов. Принадлежит к сиро-антиохийской (или западно-сирийской) обрядовой группе, представляя собой ее самостоятельную ветвь. Является литург. обрядом Маронитской Католической Церкви; вне Католической Церкви не сохранился. Литург. языки М.о. — сирийский и арабский; в диаспоре некоторые части богослужения звучат на местных языках (особенно, библ. Чтения).

М.о. восходит к древней литург. практике Антиох. Церкви. Эта практика закрепилась в Сирии и была мало затронута визант. влияниями, т.к. развивалась в обособленной среде. В основе М.о., по-видимому, в большей мере лежит богослужение Эдессы с преобладавшим в ней в первые века семитским населением, нежели собственно Антиохии, которая отличалась более авизированной культурой. В пору своего становления М.о. определенно испытал влияние иерус. литург. традиции. В богослужение М.о. вошли мн. лучшие образцы древней сир. гимнографии, в частности гимны Ефрема Сирина и Иакова Серугского. С VIII в. М.о. сохранялся у группы сирийцев, обитавшей в отдаленных горных районах Ливана и находившейся под руководством монахов, которые возводили свою дух. «родословную» к Марону, сир. пустыннику кон. IV в.

С кон. XVI в. М.о. претерпевал существенную романизацию; со временем мн. элементы М.о. были вытеснены их рим. аналогами. Неоднократные попытки некоторых энтузиастов восстановить богослужение М.о. в более чистом виде и вернуть в него тексты из забытого сир. наследия не увенчивались успехом вплоть до 2-й пол. XX в. В 1980-е проект литург. реформы М.о. был принят Синодом епископов Маронитской Католической Церкви, а затем и рим. Конгрегацией Вост. Церквей. Цели постепенно проводимой реформы заключаются в сохранении и восстановлении того, что составляет подлинную идентичность М.о., а также в содействии более деятельному и сознательному участию верующих в богослужения (особенно в Евхаристии).

Хотя большинство нынешних маронитских храмов мало отличается от латинских, первоначальная их структура была иной: в храме имелась просторная бема перед алтарем, разделявшая мужскую и женскую половины храма и служившая прежде всего местом чтения и толкования Слова Божьего; кроме того, существовала алтарная завеса. В наст, время при евхарист. священнодействии священнослужители располагаются с противоположной от верных стороны престола (ЕВР).

На престоле находится ЕВР— каменная или деревянная плита, аналог визант. антиминса. Евхарист. сосуды сходны с латинскими. Использовавшаяся в Средние века звездица вытеснена лат. паллой, однако сохранились шелковые покровцы и воздух. Для омовения рук используется сосуд ЕВР (досл. «служитель, диакон»), который иногда называется ЕВР (досл. «диакониса»), для омовения евхарист. сосудов — сосуд ЕВР(«служитель»).

В литург. облачениях соединяются элементы сир. и рим. происхождения. Сир. элементы во многом сходны с византийскими; названия большинства из них греч. происхождения. Диаконский орарь подобен византийскому. Облачения священника включают амикт (ЕВР), надеваемый поверх альбы (ЕВР), пояс (ЕВР), епитрахиль (ЕВР), поручи (ЕВР), фелонь (ЕВР). Епископ носит митру лаг. образца, жезл, перстень, наперсный крест и капюшон (ЕВР). Облачение патриарха дополняется омофором и тюрбаном, покрытым темно-синей тканью.

Божественная литургия М.о. (ЕВР) в ее нынешнем виде содержит продолжительную серию священнодействий, предшествующих Литургии слова. Проскомидия совершается на отдельном жертвеннике еще до облачения клириков, за которым следует обряд зажжения светильников, после чего служащие входят в алтарную часть храма. Первоначально для Евхаристии использовался квасной хлеб, с 1215 — пресный (как в рим. обряде). Чтения предваряются несколькими обрядами (ср. визант. энарксис): предначинательное песнопение (гимн, посвященный празднуемому событию, либо псалом), молитва дня, Великое славословие, молитва прощения (ЕВР), состоящая из моления о достойном совершении Жертвы и возвещения празднуемой тайны, Trisagion (Трисвятое) с молитвой об очищении. После Литургии слова произносится исповедание веры, за которым следует торжественное перенесение даров на престол и поминовение святых, усопших и живых. Анафора предваряется приветствием мира.

В наст, время в М.о. используется 6 анафор. К восточно-сир. традиции относится анафора Шарар (Утверди — по первому слову сир. текста; она же — анафора 12 апостолов, или 3-я анафора апостола Петра), сходная с анафорой Аддея и Мария в халдейском обряде. К западно-сир. типу принадлежат анафоры Петра, главы апостолов; апостола Иакова, брата Господня; апостола Иоанна; евангелиста Марка; Сикста, Папы Римского. Установительпые слова, прежде варьировавшиеся в разных анафорах, унифицированы по образцу анафоры Шарар. После анафоры следует преломление Хлеба, соединение евхарист. видов и возношение Святых Даров над престолом.

Обряд причащения предваряется Молитвой Господней, за которой следует молитва общего покаяния и отпущения грехов (подобно обряду покаяния в мессе рим. обряда она не рассматривается как сакраментальное отпущение). Причащение может осуществляться как пол одним видом, так и под двумя.

Структура богослужений др. таинств в М.о. в основном близка к византийской, за исключением исповеди, которая подобна латинской.

Суточный богослужебный круг состоит из 7 канон, часов: полунощница, угреня, 3-й, 6-й и 9-й часы, вечерня и повечерие. В Новое время из часовых служб исчезли элементы частных последований; в 1970-е частные последования были восстановлены.

Литург. год начинается в первое воскресенье ноября и делится на 6 периодов: Рождественское время, время Богоявления (начинается с этого праздника, в который вспоминается Крещение Господне), Великий пост (завершающийся Страстной неделей), Пасхальное время, время Пятидесятницы, время Св. Креста (начинается 14 сентября). В М.о. приняты зап. пасхалия и Григорианский календарь; часть праздников и дней памяти святых совпадает с рим. обрядом (Рождество Христово, Богоявление, Успение Пресв. Богородицы), однако некоторые приходятся на совсем другие дни: напр., Благовещение, Посещение Пресв. Девой Марий Елизаветы, Рождество Иоанна Крестителя празднуются в определенные воскресенья перед Рождеством Христовым, праздник Пресв. Богородицы Девы Марии — в воскресенье после Рождества Христова и т.п. Мн. общины маронитов дублируют часть праздников, отмечая их и по собственному, и по рим. календарю. Великий пост длится 7 недель: первый его день называется Пепельным понедельником, поскольку в этот день совершается чин возложения пепла, заимствованный из рим. обряда (где его совершают в Пепельную среду).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С 204-207.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024