Мартин Турский - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Мартин Турский

Мартин Турский (Martinus Turonensis), св. — епископ, исповедник, небесный покровитель Франции; род. ок. 316, Сабария (совр. Сомбатхей, Венгрия), ум. 8.11.397, с. Канд, ок. Тура (Франция).

Происходил из языческой семьи. Воспитывался в Ти- цине (совр. Павия, Италия). В 15-летнем возрасте М. стараниями своего отца, воен. трибуна, вопреки собственному желанию был зачислен в ряды конной императорской стражи. Воен. служба была в тягость М., т.к. с юношеских лет он мечтал о монаш. жизни. Его душевные качества — милосердие, смирение, терпеливость и доброта —проявились уже во время воен. службы. Он оказывал помощь бедным, одевал нищих, раздавая все, что у него было. Дошедшая до нас легенда о том, как М. поделился сзамерзающим нищим своим плащом, разрезав его мечом, вошла во все жизнеописания святого.

В 18 лет М. принял крещение. Через 2 года, оставив воен. службу, он приехал к еп. Иларию Пиктавийскому, который вскоре посвятил его в чин экзорциста. Миссион. деятельность М. встретила противодействие со стороны священников-ариан (арианство) — в то время последователи учения Ария, несмотря на осуждение арианства на I Никейском соборе (325), взяли реванш благодаря поддержке императорской власти. За смелые выступления против ариан М. был изгнан из Медиолана (совр. Милан) и сослан на о-в Галинара, ок. Генуи.

В 360, узнав, что его учитель еп. Иларий, также находившийся в изгнании, вернулся в Пиктавию (совр. Пуатье, Франция), М. переселился в Галлию и жил в основанном им монастыре в Лигюже, ок. Пуатье. Здесь М. осратил мн. язычников в христ. веру. По просьбе жителей Тавредуна (совр. Тур) М. был посвящен в сан епископа (371). С этого времени он с еще большим рвением предался делам во имя Божие: строил храмы, помогал бедным и др. Будучи епископом, М. по-прежнему вел аскетический образ жизни: носил власяницу, проявлял неприхотливость в еде и одежде. После того как он построил себе скит на берегу р. Луары, его примеру последовали др. христ. подвижники, в результате чего возник монастырь Мармутье (впоследствии прославившийся своим скрипторием).

После смерти М. его почитание получило широкое распространение в Галлии, а могила его стала местом паломничества. Этому способствовали и соч. его ученика и почитателя Сульпиция Севера: Житие св. Мартина и Диалоги.

В эпоху Меровингов (VI-VII вв.) почитание М. повсеместно вошло в жизнь франкского об-ва. Его житие пополнялось новыми легендами и рассказами о посмертных чудесах. М. прославляли не только как чудотворца и заступника, но и как судью, карающего за неправедные деяния. От построенного в VIII в. в Париже франкскими королями специального помещения для хранения реликвии М. — его плаща (лат. сарра) происходит термин капелла.

Жизнь и чудеса М. описаны в сочинениях Григория Турского История франков и Чудеса св. Мартина, а также в поэме Венанция Фортуната, изложившего Житие св. Мартина в стихах.

Память М. в Католической Церкви — 11 ноября.

В. Савукова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 217-218.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 822
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 2





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019