Минея - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Минея

Минея (греч. μηναΐον, множественное число μηναία, τροπολόγιον, церковно-слав. минiа, минея) — богослужебная книга визант. обряда, содержащая расположенные по месяцам гимнографические последования на каждый день года на господские (посвященные Господу) и богородичные (посвященные Богородице) праздники, а также в честь святых, прославленных икон, реликвий, некоторых ист. событий. В богослужебной практике Правосл. Церквей М. (в отличие от Октоиха и Триоди) используется ежедневно, за исключением некоторых дней Вел. поста и периода Пятидесятницы. Существует 3 типа М. — праздничная, повседневная и общая. Праздничная М. включает в себя службы только на гл. церк. праздники (свыше 40); повседневная — на каждый день года; общая — шаблоны последований господским и богородичным праздникам и святым по ликам — пророку (пророкам), апостолу (апостолам), святителю (святителям), преподобному (преподобной, преподобным), мученику (мученице, мученикам) и т.д. Праздничная и общая М. предназначены для тех случаев, когда отсутствует комплект повседневных М. на весь год.

Возникновение М. как типа книги, точнее, ее выделение из сборника под названием Тропологий (греч. Τροπολόγιον), содержавшего гимнографию триодного, седмичного и минейного кругов, принято относить к VII—VIII вв. Оно связано с палест. регионом и деятельностью монахов обители Саввы Освященного — Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского (ум. в 752), а также Андрея Критского, которые составили службы на избранные праздники. Следующим значимым этапом в процессе формирования М. считается константиноп. реформа IX в. по завершению М. и труд двух песнописцев — Феофана Начертанного (ум. в 845) и Иосифа Гимнографа, сочинивших недостающие последования на все дни церк. года. Наконец, после смены студийского устава иерусалимским произошла унификация текстов М. по единому образцу.

Первые переводы М. на старослав. язык были выполнены уже во времена Кирилла и Мефодия, самые ранние из сохранившихся старослав. минейных списков относятся к XI в.

Первое печатное издание греч. М. осуществлено Андреем и Иаковом Спинелли в Венеции в 1528-96.

М. условно разделяют на студийские (рукописные греческие IX—XII вв. и старославянские XI-XIV вв.) и иерусалимские (рукописные греческие — с XIII в. и старославянские — с XV в., а также все печатные), в соответствии с принятым уставом богослужения. Для студийских М. характерно большое разнообразие календарных памятей и гимнографическая вариативность при относительной краткости последований, расположение материала песнопений внутри службы по жанровому принципу (седальны, стихиры, каноны). Годовой комплект рукописной М. мог состоять из 1, 3, 4, 6 и 12 книг. Его состав зависел от региона создания кодекса, часто в нем преобладала соответствующая гимнография (палестинская, константинопольская, южно-итальянская) и отражались особенности местного почитания. Каноны, стихиры и кондаки в студийских М. обычно атрибутированы. Иерусалимские М. однотипны, гимнография помещается по ходу следования службы, перемежаясь уставными указаниями; последования редко атрибутированы, акростихи канонов часто разрушены, вторые песни канонов утрени редуцированы.

С. Никитин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 408-409.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024