Молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Молитва

Молитва (евр. ЕВР, греч. προσευχή лат. oratio, prex) — обращение к Богу, божествам или духам посредством слов или действий, содержащих формы преклонения, благодарения, препоручения себя высшей силе и благоговения, а также просьбы и мольбы.

Как осн. рел. явление М. присутствует во всех культурах. В религиях первобытных людей М. носила практич. характер, тесно соединяясь с обществ. жизнью, облеченной в обрядовые формы. М. выражает чувства и нужды как отд. человека, так и групп людей. Она может формироваться спонтанно или быть элементом разработанного на протяжении лет и повторяющегося ритуала. Наряду с жертвоприношением (жертва) М. является осн. частью культа, обозначая присутствие свящ. сил в жизни данного человека и об-ва и их активности по отношению к нему. М. служит гл. обр. для соединения верующих с божеством, актуализации и углубления связей со священным.

В христианстве существуют 2 классических определения М.: согласно Иоанну Дамаскину, это восхождение души к Богу или прошение у Бога подобающих благ (De fide orthodoxa3, 24); согласно Августину, это беседа с Богом, а также встреча Божьего и человеч. устремлений (De diversis quaestionibus octoginta tribus64, 4).

ККЦ (п. 2559), опираясь на библ. тексты и на творения учителей дух. жизни, определяет М. в духе Иоанна Да- маскина. Человек, углубляясь в тайны Бога и собственной сути, может достичь молитвенного переживания во всех его проявлениях, т.е. в форме благодарения, просьбы, мольбы о прощении и выражения преклонения (ср. Рим 1, 19-21).

В ВЗ М. были смиренной просьбой об избавлении от греха, несчастий и опасностей. Большое значение имело посредничество избранных Богом пророков и их заступнической М. В сакральных действиях посредниками между Богом и людьми выступали первосвященники (только они могли войти в Святое святых Иерусалимского храма). В НЗ Иисус Христос молится Богу Отцу (Ин 17, 1-26; Мф 26, 36-46) и учит апостолов М. (Мф 6, 5-15). Иисус подчеркивает силу и значение М., скрытой от людей и известной только Богу, поскольку Бог ищет поклонения «в духе и истине» (Ин 4, 21-23), и в то же время Иисус предостерегает, что М., произносимая лишь ради того, чтобы выглядеть набожным в глазах окружающих, является лицемерием (Мф 6, 5). Иисус Христос вводит новый тип обществ. М. верующих в Него (Мф 18, 19) и устанавливает обряд евхарист. вечери. Согласно НЗ, молиться следует постоянно и настойчиво (Мф 7, 7-11; Лк 11, 13; 18, 1-8). М. предстает также как средство победы над искушениями (ср. Мф 26, 41).

Из определения М. как личной встречи и беседы человека с Богом проистекает ее деление на осн. виды. Критерии деления показывают определяющие элементы М.: цель, субъект и способ М. Относительно своей цели М. делятся на: М. преклонения — прославление Бога в признании Его величия и святости, а также зависимости человека от Него; М. благодарения — выражение благодарности Богу за все дарованные Им блага; М.-просьба — обращенная к Богу и основанная на вере мольба о помощи в различных ситуациях и осознание зависимости человека от Бога (Мф 7, 7-11; Лк 11, 9-13); М. о прощении — принесенное Богу извинение за совершенный грех и выражение желания возвращения к Нему (Пс 50,19). Относительно субъекта М. бывает индивидуальной, являющейся личным контактом человека с личностным Богом, и общей, осуществляемой общиной (в т.ч. посредством литургии). Относительно своего способа совершения М. может быть устной (произнесение про себя или вслух определенных слов) или мысленной, имеющей 3-ступенчатый характер: размышление (познание Божественных истин и осознание их), медитация и созерцание (мистический опыт непосредственного присутствия Бога). В учении Церкви М. также делятся на литургическо-общественные и частные, причем считается, что обе формы одинаково необходимы. Частная М. всегда является М. в Церкви и во Христе (Еф 3, 21) и имеет эк- клез. характер. Для создания должной направленности молитвенной жизни служат, в частности, молитвенники и тексты из Св. Писания.

Согласно ККЦ 2698, традиция Церкви рекомендует верующим молитвенные циклы, предназначенные для того, чтобы поддерживать постоянную М., в частности ежедневные М. (М. утренняя и вечерняя, Литургия часов) и молитвенный цикл литург. года с его праздниками и торжествами.

См. также Евхаристическая молитва.

В др. религиях. В иудаизме сутью М., независимо от ее формы, является взгляд в глубину души, поиск связи с Богом; иудеи должны совершать М. 3 раза в день: утром, после полудня и вечером. Существуют сборники М. (ЕВР). В иудаизме распространен особый вид М. — благословение (ЕВР).

М. в исламе — одна из 5 гл. обязанностей мусульманина. Взрослый мусульманин обязан в течение суток 5 раз совершить ритуальную М. (намаз, перс, ПЕРС; араб. АРАБ). Кроме ритуальных М. существуют др. молитвенные формулы, произносимые при разных случаях (на похоронах, для прекращения засухи, в праздники и т.д.). Для произнесения М. мусульманину достаточно ритуально чистого места (эту функцию исполняет молитвенный коврик — ЕВР).

В религиях, зародившихся в Индии, М. носит медитативный характер, в ней человек ищет контакта с божественным «внутри себя» и отрешается от видимою мира, определенного временем и пространством. В буддизме М. в первую очередь является медитацией и включает в себя различные практики, помогающие человеку контролировать речь и мысли и глубже проникать в тайны бытия.

М. Гурняк

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 525-527.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024