Навечерие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Навечерие

Навечерие (греч. παραμονή, лат. vigilia, profestum) — канун церк. Праздника.

Ввиду того что традиционно с самого начала становления христ. культа литург. сутки исчисляются с вечера, еще в первые века сложился обычай начинать празднование продолжительным молитвенным бдением (оно могло занимать большую часть вечера и ночи), которое со временем стало принимать формы конкретных богослужений (иногда в виде череды служб), предварявших или открывавших (а, возможно, и то и другое) тот или иной праздник (напр., Всенощное бдение). Особое место среди подобных литург. действ закрепилось за богослужением Н. Пасхи, которое Августин назвал «матерью всех святых бдений» (Проповедь 219). Начиная с VIII в. на Западе термин vigiliaв значении богослужения (или серии служб), открывавшего собой праздник, постепенно распространился на послеполуденное время дня, предшествующего этому празднику (иначе называвшегося profestum),а к XIV в. и на весь предшествующий день: Н. наиболее важных праздников приобретают собственные частные последования, многие из них становятся днями строгого поста.

Сходные процессы происходили и на визант. Востоке. Встречающийся в рус. церк. уставе и календаре термин «Н.» является переводом греч. παραμονή, которым в константиноп. соборе Св. Софии обозначались особые службы в кануны важнейших праздников; однако в рус. традиции он используется именно в значении предшествующего празднику дня в результате частичного слияния с термином «предпразднство», пришедшим из Студийского устава. Н. Рождества Христова и Крещения Господня в России именуются сочельником (соответственно, рождественским и крещенским).

В Католической Церкви после литургической реформы II Ватиканского собора Н. в римском обряде занимает традиционное место в начале литург. дня у тех празднований, которые начинаются с вечера предыдущих календарных суток и имеют 1-ю вечерню (торжества и воскресенья), — т.е. только накануне вечером. Оно является частью самого празднования, хотя может иметь и собственное частное последование мессы. Служба Н. Пасхи стала совершаться в Пасхальную ночь, а не утром Святой субботы, куда она переместилась в Средние века. Были введены частные последования месс для Н. Рождества Христова и ряда др. торжеств (в Римском миссале 2002 их число увеличено). Соответственно, Н. перестали быть постными днями (рекомендация строгого поста в Святую субботу относится лишь к той части дня, которая предшествует собственно Н. Пасхи).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 693-694.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024