Обряд литургический - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Обряд литургический

Обряд литургический (греч. λειτουργική τελετή, лат. ritus liturgicus), в литургике — совокупность внеш. особенностей христ. богослужения, обусловленных этнокультурными факторами, которая закрепилась в традиции одного или нескольких (в отд. случаях даже многих) народов.

Начиная с сер. I в., по мере того как христианство стало выходить за пределы иуд. среды и распространяться у др. народов, Церковь в каждом регионе воспринимала многое из культуры местных жителей. К числу усваиваемых элементов могли относиться язык, поэтика богослужебных текстов, ладотональный строй мелодий, на которые они пелись, символика, мимика и т.п. Различия между региональными культурами способствовали формированию разнообразных внеш. особенностей богослужения, которые со временем прочно закрепились в традициях местных Церквей и стали называться О.л. Ритуалы одних и тех же таинств, служб суточного круга, празднований и т.п. имели в разных О.л. свои формы, хотя их суть и важнейшие элементы оставались общими для всех.

Между III и VI вв. определились неск. осн. регионов формирования литург. традиций: на Востоке — Иерусалим, Египет и Сирия (с ее двумя центрами — эллинистической Антиохией и Эдессой, в значительной степени сохранявшей семитскую культуру), на Западе — Рим, а также франко-исп. регион. К сложившимся там традициям, в дальнейшем вытеснившим или ассимилировавшим др. местные литург. традиции, восходят практически все имеющиеся на сей день О.л. христ. мира.

Комплексное изучение О.л. в их сопоставлении составляет предмет сравнительной литургики и имеет важное значение не только для понимания богослужения отд. традиций, но и для исследований в области церк. истории и культурологии, а также для экумен. диалога. Сравнительная литургика обнаруживает немало сходств со сравнительным языкознанием. Как и между языками, между О.л. существуют генетические связи, однако их изучение не всегда позволяет с определенностью понять, где мы имеем дело с близким родством, а где — с заимствованиями из одного О.л. в другой. Подобно тому как зачастую существует лишь условная грань между понятиями языка и диалекта, весьма условным иногда оказывается и само деление О.л.: в ряде случаев принято говорить о различных изводах какого-либо О.л., хотя отличия между изводами одного О.л. нередко оказываются более существенными, чем между двумя О.л.

Наиболее устоявшимся в совр. литургике является деление всех О.л., о которых сохранились некоторые сведения, на 3 обрядовых семьи: александрийскую, антиохийскую (или сирийскую) и западную (последняя, впрочем, скорее является не семьей, а обрядовой общностью, поскольку генетическое родство входящих в нее О.л. сомнительно); особняком стоит иерус. обряд, который не сохранился, хотя и оказал существенное влияние на многие О.л. Александрийская обрядовая семья: коптский обряд, эфиопский обряд.

Антиохийская обрядовая семья: западносирийская группа (ист. центр — Антиохия), включающая сиро-антиохийский (или [западно]сирийский) обряд, маронитский обряд и [сиро-] маланкарский обряд (с рядом изводов); сиро-азийская группа (ист. центр — Антиохия, но с влиянием Малой Азии), включающая византийский обряд (с многочисл. изводами) и -армянский обряд; восточносирийская группа (ист. центр — Эдесса), включающая халдейский (или персидский) обряд и [сиро-]-малабарский обряд (с рядом изводов). Западная обрядовая общность: римский обряд (с многочисл. изводами), амвросианский (или миланский) обряд, а также «мертвые» О.л. — северо-африканский обряд, кельтский обряд, аквитанский обряд, брагский обряд; галликанско-мозарабская группа, включающая «мертвый» галликанский обряд и [испано-] мозарабский (или вестготский) обряд.

К эпохе зрелого Средневековья сложилась тенденция к доминированию рим. обряда на Западе, а визант. Обряда — в Византии и странах, культурно и политически связанных с ней, что в конечном счете обернулось полной унификацией О.л., соответственно, в Католической и Правосл. Церквях. На Западе, несмотря на давление Рима, после XI в. продолжали сохраняться небольшие островки др. Ο.Λ., и некоторые из них (амвросианский, мозарабский и брагский) в XVI в. получили законное право на существование, хотя и претерпели сильную романизацию.

Сам рим. обряд, при всех тенденциях к его унификации, не был однороден; существовавшие его разновидности также называли О.л. (хотя фактически они являются изводами), которые имели региональный характер (лионский, солсберийский и др. обряды) или были обусловлены богослужебной практикой различных монаш. орденов и конгрегаций (картузианский, премонстратский, доминиканский и др. обряды). Отд. региональные особенности рим. обряда сформировались в Церквях и церк. общинах, возникших в результате Реформации и дальнейшего развития протестантизма; некоторые из них в той или иной степени сохранили рим. обряд в своем богослужении. Наиболее близким к католическому остается богослужение англикан («Высокой Церкви»), основывавшихся на солсберийском изводе, и старокатоликов; несколько сильнее отличается богослужение лютеран. Однако и в самой Католической Церкви богослужение рим. обряда после литургической реформы 2-й пол. XX в. существенно отличается от дореформенного, которое, тем не менее, на основании индульта 1984 продолжает использоваться в Католической Церкви.

Визант. обряд тоже обнаруживает неоднородность. В ходе ист. развития мн. его элементы претерпели эволюцию и варьируются в зависимости от нац. культуры и от доминировавшего в конкретном регионе монаш. устава: студийского — на Ближнем Востоке и Балканах, иерусалимского — на Руси. Ярким примером «разветвления» визант. обряда могут служить и отличия в России богослужения у православных, принявших никоновскую реформу, и старообрядцев (особое место принадлежит богослужению беспоповцев). Помимо этого, в разных Католических Церквях визант. обряда, а также др. вост. обрядов обнаруживаются отличия от культурно гомогенных им Православных и Древних Вост. Церквей.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 989-991.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024