Омовение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Омовение

Омовение (евр. ???, греч. βαπτισμός, лат.baptismus, lavatio) — в некоторых литургических или паралитургических обрядах омытие водой тех или иных предметов или частей тела, имеющее чаще всего символический, но иногда также утилитарный характер.

В ВЗ известны многочисл. ритуалы О.; оно могло совершаться как зримое подтверждение невиновности или ритуальной чистоты (последнее зачастую имело и чисто гигиеническое значение). Очистительную функцию, символически приравнивавшуюся к О., выполняло в ряде случаев окропление жертвенной кровью. В эпоху после Вавилонского пленения число ритуальных О. возросло, приобретя в некоторых направлениях иудаизма крайне формалистические проявления. Однако в некоторых иуд. общинах (ессеи и др.) особые ритуалы О. совершались ежедневно в знак стремления к чистоте жизни.

На грани старой и новой эры появился обряд О. (или погружения в воду) прозелитов, присоединявшихся к народу Израиля. С этим обрядом сравнимо совершавшееся Иоанном Крестителем крещение, посредством которого покаявшиеся присоединялись к «остатку Израиля», готовому встретить Мессию; этот обряд является прообразом христ. таинства крещения.

О. уже в ранней Церкви было элементом подготовки к совершению Евхаристии. О. рук предстоятелем упоминается уже Кириллом Иерусалимским, объясняющим его как знак дух. чистоты. Оно присутствует в Божественной литургии во всех литург. традициях. В римском обряде О. большого и указательного пальцев обеих рук (именуется lavabo— по первому слову стиха Пс 26, 6, читавшегося в этот момент до литургической реформы XX в.) происходит во время оффертория; в дореформенных рубриках оно предписывалось также перед мессой, сразу после облачения.

В раннехрист. период во мн. местностях существовал обычай, согласно которому все христиане совершали О. (вероятно, рук и ног) перед участием в богослужении, ввиду чего у входа в храм имелся источник или водоем, рудиментом которого на Западе по сей день является кропильница при входе в храм.

В в.-з. Израиле существовал обычай О. ног гостю в знак выражения гостеприимства. Иисус, являя пример смирения и любви, Сам омыл ноги ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15). У христиан в ряде регионов Запада обряд, при котором епископ или клирики омывали ноги готовящимся к принятию крещения, существовал вплоть до раннего Средневековья. Вместе с тем как на Западе, так и на Востоке утвердился особый обряд (впервые засвидетельствован в Испании в кон. VII в.), совершающийся епископом или аббатом в Великий четверг — день, особо посвященный воспоминанию Тайной вечери: О. ног ipedilavium)12 (или 13) клирикам, монахам или мужчинам-мирянам (иногда предпочтение отдавалось беднякам). В последние десятилетия обряд О. ног в Вел. четверг перешел и в приходское богослужение. В некоторых вост. традициях также в этот день епископ (в Русской Правосл. Церкви — патриарх) омывает ноги 12 священникам.

К числу др. видов литург. О. относится О. (ablutio) клириками пальцев и сосудов по окончании причащения, известное на Западе с X или XI в. (Римский миссал 1570 предписывал двукратное О. чаши: сперва вином, затем вином с водой, когда омываются и пальцы). В некоторых традициях (напр., в византийской) известно также О. уст вином или водой (либо и тем и другим) сразу после причащения.

О. алтаря в ряде традиций (в т.ч. в римской) совершается в Вел. Четверг.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1049-1051.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024