Орган - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Орган

Орган (лат. organum, греч. όργανον — орудие) — клавишно-духовой муз. инструмент. Самые большие О. имеют до 30 тыс. металлических и деревянных труб, неск. ручных клавиатур — мануалов (обычно 2-4), ножную клавиатуру — педаль и множество механизмов, скрытых внутри корпуса. Корпус украшается в стиле соответствующей эпохи; фасад с рядами труб называется проспектом. Аппарат управления О. — кафедра, которая в совр. инструментах может располагаться отдельно от корпуса. Исполнителю иногда помогает ассистент, переключающий регистры и рычаги.

В эпоху эллинизма был известен водяной О. (гидравлос); в Византии изобретен пневматический О. В Древнем Риме и Византии О. использовался на пирах, в театрах, цирках и во время императорских церемоний. Когда О. начал применяться при богослужениях, точно неизвестно. Согласно свидетельству Юлиана Толетанского, использование О. было обычным в йен. церквях сер. V в. Папа Виталиан официально ввел О. в церк. службу. Способствуя введению рим. литургии во Франкском королевстве, Пипин Короткий установил подаренный ему визант. имп. Константином V Копронимом О. в храме Св. Корнелия в Компьене; в одном из писем Папы Иоанна VIII содержится просьба к еп. Аннону Фрейзингенскому прислать ему хороший О. и искусного органиста. Хотя Церковь никогда не предписывала использование О., фактически с IX в. оно стало общераспространенным в Зап. Церкви. Упоминания об О. часто встречаются в богослужебных книгах начиная с XIII в. В XII в. возникло распределение труб О. по регистрам; в XIII в. изобретена ножная клавиатура. Гл. функцией О. считалась поддержка церк. хора, однако в XIV в. появились солировавшие органисты-виртуозы (напр., флорентиец Ф. Ландини).

Расцвет европ. органного искусства пришелся на 1550-1750. Существовали как стационарные церк. О., так и небольшие беспедальные — позитивы, портативы (переносные), регали (с пронзительными тембрами); они звучали в храмах, в театрах, во время процессий. Тип О., свойственный каждой нац. школе, обычно определял и характер написанной для него музыки. Для англичан (композиторы Т. Таллис, У. Бёрд, Дж. Булл, Г. Пёрселл) и итальянцев (А. и Дж. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди) характерен тип О. с мягкими строгими тембрами, без педали или с ограниченным ее использованием. Для исп. стиля типичны резкие красочные тембры, подражающие звучанию труб и др. духовых инструментов (А. де Кабесон, X. Кабанильес). Язычковые регистры доминируют во франц. О. (Ф. Куперен, Л. Маршан, К. Дакен). Сочетание разных тембровых хоров и широкое использование педали характерны для нидерл. и нем. О. Однако для любого барочного О. важнее всего была его способность четко доносить до слушателей полифоническую фактуру; игра красок считалась лишь дополнительным выразительным средством. Органные исполнительские и композиторские школы создали в XVII в. Я.П. Свелинк (Амстердам) и П. Хофхаймер (Зальцбург). Много великих органистов дала Германия — С. Шейдт, И.Я. Фробергер, Я.А. Рейнкен, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Виртуозным органистом был Г.Ф. Гендель. Вершина европ. органной музыки — творчество И.С. Баха.

После 1750 органное искусство несколько вышло из моды. Романтики XIX в. вновь заинтересовались О. и создали для него новый сольный репертуар (Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, И. Брамс, С. Франк, К. Сен-Санс, М. Регер). Как органист-импровизатор славился А. Брукнер, работавший в австр. монастыре Св. Флориана.

В XX в. О. снова занял видное место в европ, муз. культуре. Произошло возрождение барочного репертуара и исполнительской традиции. Для О. создавалась также музыка в совр. стиле (П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Юнеггер). Ряд выдающихся произведений написал О. Мессиан, много лет работавший органистом в парижском соборе Св. Троицы. К О. обращались и некоторые композиторы-авангардисты (Д. Аигети, М. Кагель, Дж. Кейдж).

В Россию О. пришел из Византии в качестве светского инструмента (при дворе царя Алексея Михайловича существовали «органные потехи»). С кон. XVII в. О. Появились в моск. катол. и протест. храмах. После открытия в 1860-х С.-Петербургской и Московской консерваторий в них были организованы классы О. Органную музыку или сочинения с участием О. писали мн. рус. композиторы (С.И. Танеев, Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин, С.А. Губайдулина). И Ватиканский собор указал, что «в латинской Церкви следует высоко ценить орган как традиционный музыкальный инструмент, звуки которого способны придать дивное великолепие церковным торжествам и стремительно вознести души к Богу и к небесам» (SC 120).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1079-1081.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 17233
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024