Орган - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Орган

Орган (лат. organum, греч. όργανον — орудие) — клавишно-духовой муз. инструмент. Самые большие О. имеют до 30 тыс. металлических и деревянных труб, неск. ручных клавиатур — мануалов (обычно 2-4), ножную клавиатуру — педаль и множество механизмов, скрытых внутри корпуса. Корпус украшается в стиле соответствующей эпохи; фасад с рядами труб называется проспектом. Аппарат управления О. — кафедра, которая в совр. инструментах может располагаться отдельно от корпуса. Исполнителю иногда помогает ассистент, переключающий регистры и рычаги.

В эпоху эллинизма был известен водяной О. (гидравлос); в Византии изобретен пневматический О. В Древнем Риме и Византии О. использовался на пирах, в театрах, цирках и во время императорских церемоний. Когда О. начал применяться при богослужениях, точно неизвестно. Согласно свидетельству Юлиана Толетанского, использование О. было обычным в йен. церквях сер. V в. Папа Виталиан официально ввел О. в церк. службу. Способствуя введению рим. литургии во Франкском королевстве, Пипин Короткий установил подаренный ему визант. имп. Константином V Копронимом О. в храме Св. Корнелия в Компьене; в одном из писем Папы Иоанна VIII содержится просьба к еп. Аннону Фрейзингенскому прислать ему хороший О. и искусного органиста. Хотя Церковь никогда не предписывала использование О., фактически с IX в. оно стало общераспространенным в Зап. Церкви. Упоминания об О. часто встречаются в богослужебных книгах начиная с XIII в. В XII в. возникло распределение труб О. по регистрам; в XIII в. изобретена ножная клавиатура. Гл. функцией О. считалась поддержка церк. хора, однако в XIV в. появились солировавшие органисты-виртуозы (напр., флорентиец Ф. Ландини).

Расцвет европ. органного искусства пришелся на 1550-1750. Существовали как стационарные церк. О., так и небольшие беспедальные — позитивы, портативы (переносные), регали (с пронзительными тембрами); они звучали в храмах, в театрах, во время процессий. Тип О., свойственный каждой нац. школе, обычно определял и характер написанной для него музыки. Для англичан (композиторы Т. Таллис, У. Бёрд, Дж. Булл, Г. Пёрселл) и итальянцев (А. и Дж. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди) характерен тип О. с мягкими строгими тембрами, без педали или с ограниченным ее использованием. Для исп. стиля типичны резкие красочные тембры, подражающие звучанию труб и др. духовых инструментов (А. де Кабесон, X. Кабанильес). Язычковые регистры доминируют во франц. О. (Ф. Куперен, Л. Маршан, К. Дакен). Сочетание разных тембровых хоров и широкое использование педали характерны для нидерл. и нем. О. Однако для любого барочного О. важнее всего была его способность четко доносить до слушателей полифоническую фактуру; игра красок считалась лишь дополнительным выразительным средством. Органные исполнительские и композиторские школы создали в XVII в. Я.П. Свелинк (Амстердам) и П. Хофхаймер (Зальцбург). Много великих органистов дала Германия — С. Шейдт, И.Я. Фробергер, Я.А. Рейнкен, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Виртуозным органистом был Г.Ф. Гендель. Вершина европ. органной музыки — творчество И.С. Баха.

После 1750 органное искусство несколько вышло из моды. Романтики XIX в. вновь заинтересовались О. и создали для него новый сольный репертуар (Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, И. Брамс, С. Франк, К. Сен-Санс, М. Регер). Как органист-импровизатор славился А. Брукнер, работавший в австр. монастыре Св. Флориана.

В XX в. О. снова занял видное место в европ, муз. культуре. Произошло возрождение барочного репертуара и исполнительской традиции. Для О. создавалась также музыка в совр. стиле (П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Юнеггер). Ряд выдающихся произведений написал О. Мессиан, много лет работавший органистом в парижском соборе Св. Троицы. К О. обращались и некоторые композиторы-авангардисты (Д. Аигети, М. Кагель, Дж. Кейдж).

В Россию О. пришел из Византии в качестве светского инструмента (при дворе царя Алексея Михайловича существовали «органные потехи»). С кон. XVII в. О. Появились в моск. катол. и протест. храмах. После открытия в 1860-х С.-Петербургской и Московской консерваторий в них были организованы классы О. Органную музыку или сочинения с участием О. писали мн. рус. композиторы (С.И. Танеев, Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин, С.А. Губайдулина). И Ватиканский собор указал, что «в латинской Церкви следует высоко ценить орган как традиционный музыкальный инструмент, звуки которого способны придать дивное великолепие церковным торжествам и стремительно вознести души к Богу и к небесам» (SC 120).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1079-1081.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024