Памят\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Память

Память (лат. memoria), в литург. терминологии в широком значении — день литург. воспоминания; в узком значении — низшая ступень литург. празднования в совр. церк. календаре рим. обряда. С древности слово П. (греч. μνήμη, лат. memoria, commemoratio) использовалось в Церкви для обозначения литург. воспоминания событий НЗ или церк. истории, а также воспоминания святых в установленные дни. Для обозначения П. святых первоначально чаще всего употреблялись термины [τά] γενέσια, [τά] γενέθλια (лат. аналоги — natalis, natalitium), буквально означавшие лень рождения, но веками использовавшиеся в значении годовщины рождения или др. важного события (тем же словом обозначалась годовщина правления императора): П. святого праздновалась, как правило, в тот день календаря, на который пришлась его кончина (уже с IV в. слово «рождение» применительно ко дню смерти христианина толкуется как рождение в новой жизни). Со временем слово «П.» стало преобладающим для обозначения литург. празднований в честь святых. На Западе в позднее Средневековье оно было в заметной мере вытеснено ввиду развития сложной иерархии литург. дней и связанной с этим терминологии (год литургический); на Востоке слово «П.» было общим обозначением дней литург. воспоминания святых и событий церк. Истории.

В качестве строго определенного термина слово «П.» стало употребляться в Католической Церкви в результате реформы литург. календаря рим. обряда (1969), выделившись как ступень празднования, по значению уступающая торжеству и празднику. В числе важных принципов реформы календаря было стремление к тому, чтобы празднования в честь святых не имели преимущества перед празднованиями, посвященными тайнам спасения. Для этого было решено сохранить лишь местное литург. почитание мн. святых, закрепив дни их П. в частных календарях отдельных Церквей и монаш. ин-тов, а обязательное почитание (предписываемое Общим календарем) оставить только для святых общецерк. значения, добавив к ним имена некоторых мучеников, прославившихся в тех регионах, которых поздно достигла проповедь Евангелия. В частных календарях присутствуют дни П. мн. святых, а также икон и явлений Пресв. Девы Марии, отсутствующие в Общем календаре, а некоторым из имеющихся в нем празднований в отд. частных календарях придано более высокое достоинство.

В календаре та или иная П., в свою очередь, может принадлежать к одному из двух рангов: собственно П., или обязательная П. (memoria obligatoria), и факультативная П. (memoria ad libitum). Ввиду установленного в ходе литург. реформы принципа, согласно которому в одном богослужении не должны совмещаться разные празднования, священник, совершая мессу или Литургию часов в тот день, когда общий и частный календари допускают выбор празднования, руководствуется в своем выборе предписаниями, изложенными в Общих нормах для литургического года, а также в Общем наставлении к Римскому миссалу и Общем введении к Литургии часов. Так, напр., дни обязательной П., включенные в Общий календарь, имеют превосходство над днями обязательной П. частных календарей, которым, в свою очередь, должны уступать место дни факультативной П. Общего календаря; если на один день указана факультативная П. неск. святых, то можно выбрать только одного из них; и т.п. Вместе с тем, священнику рекомендуется при выборе П. принимать во внимание особенности местной традиции или категории верующих, присутствующих на богослужении.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1238-1240.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024