Пояс - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пояс

Пояс (евр. ЕВР, ЕВР, ЕВР, ЕВР, греч. ζώνη, лат. cingulum) — длинная узкая полоса из ткани, шнур или ремень, служащие для кругового охвата по талии; в различных христ. традициях — элемент литург. облачений, а также повседневных одеяний клириков и монашествующих.

В ряде культур мира П. не только выполняет утилитарные и декоративные функции, но и наделяется символическими коннотациями. Как у мн. народов древности, в Израиле П. был принадлежностью только взрослых мужчин (ср. 4 Цар 3, 21); он мог служить для ношения оружия (Исх 32, 27; Втор 1, 41; Суд 3, 16; 18, 11 и др.) и предметов профессиональной деятельности (напр., прибора писца: Иез 9, 2-3); кошельки также носились на П. либо представляли собой полости в нем (ср. Мф 10, 9; Мк 6, 8).

Как элемент облачения епископов и пресвитеров П. уже в раннем Средневековье известен на Востоке и у кельтов (упоминается в ирл. Стоуском миссалё); диаконы и низший клир его не носили. С IX в. П. стал на Западе повсеместным элементом облачения епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов; он повязывался поверх -пальбы. В вост. обрядах П. по сей день носят только архиереи и священники: в византийском обряде он служит для стягивания епитрахили и рясы (или, при полном облачении, подризника).

Если в ряде вост. обрядов литург. П. представляет собой широкую полосу ткани (зачастую соответствующую по цвету большинству др. литург. облачений) с узкими ленточками на концах для завязывания сзади, то на Западе наиболее распространенной формой П. стал в Средние века простой шнур. В ряде регионов Запада вплоть до позднего Средневековья использовали также П. в виде богато украшенной полосы ткани из шелка или др. материала. Папа Римский при священнодействии традиционно носил на левой стороне П. Субцинкторий.

Во 2-й пол. XX в., после литургической реформы, П. (обычно веревочный) подпоясывает альбу у любого носящего ее священнослужителя (или церковнослужителя), если она не скроена таким образом, что плотно прилегает к телу.

Ср.-век. символические толкования П. как литург. облачения были различны и нашли отражение, в частности, в формулах, произносимых при надевании П. В римском обряде (до литург. реформы, исключившей к.-л. молитвы при облачении) при этом шла речь о чистоте и целомудрии («Опояшь меня, Господи, поясом чистоты и угаси во мне вожделение; да возобладает во мне добродетель воздержания и целомудрия»); в визант. обряде ассоциации более близки к некоторым из ветхозаветных: «Благословен Бог, препоясывающий меня силою и устрояющий мне верный путь» (ср. Пс 17, 33).

С самого начала становления монашества П. почти повсеместно стал частью монаш. облачения: на Западе преобладала традиция веревочных П., на Востоке — кожаных (по примеру пророка Илии, ср. 4 Цар 1, 8, и Иоанна Крестителя, ср. Мк 1, 7). В визант. монашестве новопостриженный в малую или великую схиму принимает П. (помимо прочих предметов облачения) в знак того, что он «препоясывается силою истины».

К позднему Средневековью П. стали на Западе частью также и повседневной одежды духовенства (эдикт Папы Урбана VIII 1624 содержит требование, чтобы все клирики носили П. поверх сутаны). Преобладают П. в виде широкой полосы ткани, конец которой может свободно свисать. У рядовых священников, носящих подобный П., он черного цвета, у епископа — малиновый (подобные же П. могут носить и монсеньоры), у кардинала красный, у Папы — белый.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1698-1700.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024