Поклонение Святым Дарам - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Поклонение Святым Дарам

Поклонение Святым Дарам (греч. ήπροσκυ νησις των Τιμίων Δώρων, лат. adoratio Sanctissimi Sacramenti, adoratio eucharistica) поклонение Христу, присутствующему под видом освященных Хлеба и Вина; в узком смысле слова — особое богослужение, при котором совершается такое поклонение во время выставления Св. Даров.

П.С.Д· является, согласно учению Католической Церкви, выражением веры в реальное присутствие Христа в евхарист. Дарах. Оно становится также исполнением желания Самого Иисуса пребывать в Своей Церкви (ср. ККЦ 1380).

По всей вероятности, практика П.С.Д. как особого обряда не была известна христианам древности и раннего Средневековья; она по сей день отсутствует в Православных и Древних Вост. Церквях. Тем не менее уже в древности христ. общины стремились хранить некоторый запас Св. Даров, необходимый для причащения больных и др. верующих, не имевших возможности участвовать в Божественной литургии. В первые века верным разрешалось хранить Св. Дары у себя дома для ежедневного причащения; еще дольше эта практика сохранялась в монаш. среде. В храмах Св. Дары со временем стали храниться в специально предназначенном для этого ковчеге, находящемся на алтаре или в алтарной части храма; на Западе в эпоху зрелого Средневековья дарохранительница стала наделяться особым значением как место реального пребывания Христа в храме.

Практика выставления Св. Даров и П.С.Д. появилась в Зап. Европе, по-видимому, в нач. XIII в. К этому времени причащение мирян стало довольно редким; однако отсутствие регулярного причащения восполнялось в нар. благочестии различными паралитургическими обрядами, сконцентрированными вокруг почитания Евхаристии. Вероятно, самым ранним из известных ярких примеров подобного благочестия можно считать выставление, с благословения Св. Престола, Св. Даров в часовне Св. Креста в Авиньоне 11.09.1226 для постоянного поклонения в целях благодарения за победу Людовика VIII над альбигойцами. Существенным этапом в развитии евхарист. благочестия стало учреждение в 1264 праздника Тела Христова и дальнейшее развитие обычаев его празднования, в которых впоследствии большое значение приобрели выставление освященной Гостии в дароносице и процессия с ней. Позже П.С.Д. в разных формах стало популярным в ряде регионов и в некоторых монаш. орденах, однако только в XV в. оно стало на катол. Западе повсеместным. В XVI-XVII вв. торжественный обряд П.С.Д. приобрел более или менее постоянную форму, хотя и в дальнейшем не был закреплен к.-л. четким офиц. чинопоследованием. Выпущенный в 1973 рим. Конгрегацией богослужения и таинств раздел Римского требника. «О святом причащении и культе евхаристической тайны вне мессы» содержит рекомендации относительно выставления Св. Даров и П.С.Д (§§ 79-108), в т.ч. литург. характера.

Обряд П.С.Д. начинается, как правило, с выставления Тела Христова либо в дароносице, либо в цибории. Клирики и народ поклоняются Св. Дарам, стоя на коленях. В это время поют песнопения, посвященные Евхаристии (наиболее распространен обычай обрамлять П.С.Д. песнопением О salutaris hostiaв начале и Тапtum ergo Sacramentumв конце); в течение некоторого времени поклонение может проходить и в безмолвии, а также дополняться произнесением иных молитв. Обычно П.С.Д. завершается обрядом благословения Св. Дарами (benedictio Sanctissimi Sacramenti), когда священник благословляет коленопреклоненных верующих дароносицей или циборием.

Традиционный обряд П.С.Д. не следовал после мессы и не предварял ее, а совершался в послеполуденное или вечернее время, примыкая к вечерне или повечерию либо к разного рода паралитург. обрядам (напр., литаниям, крестному пути и т.п.). В повсеместную практику вошел обычай П.С.Д. вечером Великого четверга в т.н. темнице — часовне или ином специально отведенном месте храма, символизирующем темницу, в которую был заключен взятый под стражу Христос. В некоторых регионах приобрело популярность также П.С.Д. с вечера Страстной пятницы вплоть до начала празднования Пасхи в особом месте храма, изображающем гробницу, в которой был погребен Иисус. В ряде стран (в т.ч. в России) со временем преложилась традиция совершать П.С.Д. непосредственно после мессы, особенно после гл. мессы воскресного или праздничного дня.

В Католической Церкви возникли и особые формы П.С.Д., среди которых выделяются сорокачасовые моления, а также постоянное П.С.Д. в специально отведенных для этого часовнях, где верующие имеют возможность поклоняться Христу, сокрытому под видом евхарист. Хлеба, в любое время дня и ночи.

По меньшей мере с XVI в. Учительство Католической Церкви, подчеркивая значение веры в реальное присутствие всецелого Христа в евхарист. видах, всячески поощряло П.С.Д. Эта тема неоднократно возникала и в ряде документов понтификов совр. эпохи (энц. Папы Павла VI Mysterium fidei,апост. послание Иоанна Павла II Dominicae сепае, его же энц. Ecclesia de Eucharistia),а также в документах Римской курии (напр., в наставлении Конгр. богослужения и таинств Inaestimabile donum от 3.04.1980).

Из лат. Церкви П.С.Д. было заимствовано и некоторыми Вост. Католическими Церквями, прежде не знавшими этой практики.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1593-1595.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024