Покровы евхаристические - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Покровы евхаристические

Покровы евхаристические — изделия из ткани, которыми покрываются евхарист. сосуды во время богослужений.

Практика покрытия тканями Св. Даров, а также неосвященных хлеба и вина, приготовленных для освящения, существовала в Церкви, по-видимому, с самых ранних времен и была обусловлена практической необходимостью сохранить вещество таинства в максимальной чистоте.

Со временем в различных литург. традициях ткани для покрытия евхарист. сосудов стали приобретать закрепленные формы, а также декорироваться изображениями или орнаментом. В некоторых литург. традициях П.е. приобрели символическое и аллегорическое толкование.

На Западе, вероятно, долгое время для покрытия евхарист. сосудов использовались края корпорала (подобная практика сохранилась у картузианцев). К XII в. при совершении мессы стал использоваться 2-й корпорал, который складывали в несколько слоев и которым покрывали чаши: именно к этой практике восходит появившийся позже и используемый в римском обряде до наст, времени 4-угольный кусок плотной ткани, именуемый лат. словом palla (первоначально также pallium; в литург. лексике рус. католиков — покровец). Верхняя сторона покровца может быть изготовлена из дорогой ткани и украшена вышивкой или аппликацией, а нижняя, соприкасающаяся с чашей, по традиции должна быть льняной й оставаться гладкой. Позже, на исходе Средних веков, появилась еще одна разновидность П.е. — velum (рус. католики называют его покровом), плат из легкой ткани квадратной или прямоугольной формы, размеры которого таковы, что он закрывает чашу со всех сторон (внешняя его поверхность может соответствовать цвету литург. облачений и быть украшенной орнаментами или изображениями).

П.е. в рим. обряде используются для покрытия евхарист. сосудов до приношения даров и после омовения чаши. Хотя употребление П.е. широко распространено, оно не является обязательной нормой. Функционально к ним примыкает также гумерал.

В византийском обряде при совершении Божественной литургии используются 3 П.е.: 1-й помещается на звездицу поверх дискоса и покрывает хлеб, приготовленный для освящения; 2-й — на чашу; 3-й покрывает оба сосуда поверх первых двух. В славяно-визант. традиции 1-й и 2-й П.е. называются малыми воздухами, или покровцами (у греков они, соответственно, называются πρότον κάλυμμα — доел, «первый покров», или δισκοκάλυμμα — «покров дискоса», и δεύτερον κάλυμμα, δεύτερο-κάλυμμα — «второй покров»), а 3-й — [большим] воздухом (у греков αήρ — досл, «воздух», τρίτον κάλυμμα — «третий покров», νεφέλη — «облако», άνώτατον πέπλον — «верхнее покрывало»). Покровец представляет собой квадратную пластину плотной ткани, каждая из 4 сторон которой соединена мягким материалом с квадратной или прямоугольной пластиной из подобной же ткани таким образом, что, будучи разложены на плоскости, все 5 пластин образуют форму правильного креста. Когда покровец положен центр, своей частью поверх звездицы или чаши, боковые его пластины свисают, закрывая евхарист. сосуд со всех сторон. Внутр. поверхность покровца гладкая, с внеш. стороны каждая из пластин украшена изображением креста. Большой воздух изготавливается из мягкой ткани, площадь которой обычно достаточна для того, чтобы полностью закрыть дискос и чашу; он тоже украшается с внеш. стороны. Края всех трех П.е. зачастую оторочены бахромой.

Приготовленные дары накрываются П.е. во время проскомидии. После вел. входа покровцы снимаются с сосудов и кладутся на престол, а большой воздух вновь полагается поверх обоих сосудов.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1598-1599.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024