Пост - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пост

Пост (древнеевр. ЕВР; греч. νήστις, νηστεία; лат. ieiunium) в различных религиях, включая христианство, — аскетическая практика ограничения себя в пище, которое может дополняться др. самоограничениями; в христ. традиции — также литург. время, в которое верующим предписана подобная практика. П. как феномен известен во мн. религиях мира, включая первобытные. Наиболее распространенное в архаических культах понимание П., перешедшее и в ряд развитых рел. систем (напр., в индуизм), является проявлением магизма, поскольку осн. целью П. считалось накопление некой оккультной энергии. При мн. внеш. сходствах с П. в ряде др. религий П. в христианстве существенно отличается по своим целям. В некоторых аспектах понимания П. и особенностях его практич. осуществления христианство продолжает в.-з. Традиции.

В ВЗ П., заключавшийся в полном воздержании от всякой пищи и питья (а также, как правило, от половых сношений) в течение суток (от одного захода солнца до другого) или даже неск. дней, основной своей целью имел выражение верующим своего смирения перед Богом (ср. предписания о П. в день Очищения: Лев 16, 29-34). Этим объясняется то, что П. зачастую предпринимался перед тем, как приступить к выполнению трудной задачи (Суд 20, 26; Есф 4, 16; и др.). П. предпринимался, чтобы вымолить прекращение к.-л. бедствия (Иоил 2, 12-17; Иф 4, 9-13), чтобы испросить исцеление (2 Цар 12, 16.22) или вымолить прощение своей вины (3 Цар 21, 27-29), а также для выражения скорби и траура, как индивидуально, так и всенародно.

Обязательным днем П. в иудаизме является день Очищения, когда Израиль приносит Богу умилостивление за грехи всего народа. Известны и общие П. в память о всенар. бедствиях. Во времена Христа мн. иудеи предпринимали также период. П. из личного благочестия — напр., ученики Иоанна Крестителя и фарисеи (Мк 2, 18); некоторые из фарисеев постились 2 раза в неделю (Лк 18, 12).

Вместе с тем уже в истории ВЗ, а затем и в еванг. время наблюдалась тенденция к формализации П., замене его дух. содержания внеш. исполнением предписаний, что подвергалось обличению со стороны в.-з. пророков (Ис 58, 2-7; Иер 14, 12; Мал 3, 14) и Самого Иисуса (Мф 6, 16; Лк 18, 9-14). Иисус не упраздняет П., однако призывает к тому, чтобы П. осуществлялся не перед людьми, для похвалы своему благочестию, а перед Богом; более того, П. призван быть радостным, а не мрачным событием (Мф 6, 16-18) и сочетаться с молитвами и добрыми уделами.

В начале Своего мессианского служения Иисус предпринял 40-дневный П. в пустыне (это событие произошло сразу после Его крещения), в завершение которого подвергся искушению со стороны дьявола (Мф 4, 1—11; Мк 4, 12-13; Лк 4, 1-13). «Победа Иисуса над искусителем в пустыне предвещает победу Страстей [Господних]... Церковь каждый год сорокадневным Великим постом соединяется с тайной Иисуса в пустыне» (ККЦ 539-540).

Для христиан П. становится прежде всего средством обуздания своих природных инстинктов (т.н. умерщвления плоти). При этом П. представляет собой средство преодоления действующих в человеке реальных сил зла.

Однодневные П. известны у христиан с самых ранних времен. Дидахе (8, 1) предписывает поститься по средам и пятницам, чтобы отличаться от фарисеев, постящихся по вторникам и четвергам (впоследствии среды и пятницы прочно вошли в традицию христиан, а выбор именно этих дней для П. объясняется тем, что в среду Иисус был предан, а в пятницу принял страдания и смерть). Дидахе (7, 4) также предписывает поститься перед таинством крещения, притом, в отличие от крещаемого, крестящий должен поститься не один день, а два. Практика подготовки катехуменов к крещению неск. днями П. вскоре стала обычной; число дней постепенно увеличивалось до 40 (по образу поста Самого Иисуса), а поскольку в подготовке катехуменов, принимавших обычно крещение на Пасху, участвовала вся церк. община, предпасхальный Великий пост вошел в общецерк. аскетическую практику, сохранявшуюся в Церкви и после того, как катехуменат стал редким явлением.

С древности христиане, продолжая традицию ВЗ, рассматривают П. как важное средство, способствующее покаянию. Поэтому и дни П. нередко именуются «покаянными днями». Вероятно, уже в III в. П. стал также средством подготовки к участию в Евхаристии (евхаристический пост).

Если с древности П. предполагал воздержание от всякой пищи (и, как правило, питья) в течение сравнительно небольшого промежутка времени (полных суток, светлого времени суток и т.п.; напр., в ряде мест во время Вел. поста христиане просто воздерживались от любой пищи во все дни, кроме суббот и воскресений, от рассвета до заката), то уже в III в. известна др. форма — воздержание не от пищи как таковой, а от определенных ее видов.

Постепенно в зависимости от степени строгости П. оформилась сложная иерархия продуктов. На визант. Востоке в этом плане различаются: 1) мясо теплокровных животных; 2) яйца и молочные продукты; 3) рыба и др. холоднокровные; 4) икра; 5) растительное масло и вино (самая строгая форма П., даже без растительного масла, называется по-гречески ξεροφαγία, церковно-слав. сухоядение, которую превосходит только μονοφαγία — воздержание от всякой пищи до наступления вечера). Такая градация пищи была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и эконом, соображениями: в древности мясо стоило в осн. дороже, чем молочные продукты, и т.д. Отказывая себе в более дорогостоящей пище, христианин получал возможность потратить сэкономленные средства на благотворительность: дела милосердия и усиленная молитва с самого начала рассматривались как неотъемлемые компоненты любого П., в чем постоянно назидали верующих мн. вел. учителя духовности, призывая их не сводить П. только к ограничениям в пище. С древности П. предполагал также усиление др. аскетических практик, отказ от развлечений и удовольствий. Вместе с тем, если в древности день праздника не мог быть одновременно днем П. (напр., все воскресенья, а на Востоке и субботы, Вел. поста не были постными днями), то со временем появились определенные сочетания П. с праздниками, когда строгость П. Смягчалась.

В визант. монаш. традиции в Средневековье сформировалась обширная система многодневных П. (их время обусловлено более или менее пропорциональным распределением постных периодов в течение года), почти в неизмененном виде перешедшая и на мирян. Таких П. четыре: Великий (7 недель, дополняемые предваряющей их Сырной седмицей, когда уже исключено мясо, но допускаются др. виды скоромной пищи); Петров, или Апостольский П. (начинающийся через неделю после Пятидесятницы и предваряющий праздник свв. Петра и Павла); Успенский Я. (14 дней перед Успением Пресв. Богородицы); Рождественский П. (40 дней перед Рождеством Христовым). К однодневным постам относятся все среды и пятницы года (кроме некоторых периодов), а также дни Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи и навечерия Крещения Господня. Строгость их соблюдения регулируется конкретными монаш. Уставами.

На Западе со временем сложились в целом более мягкие, чем на Востоке, правила П. При этом канон, дисциплина различала собственно П. (abstinentia — исходнс «воздержание»), когда предписывается то или иное ограничение характера пищи, и строгий П. (ieiunium), когда ограничивается число приемов пищи в течение суток (иногда с регламентацией времени приема) и их объем (со времен Средневековья такой строгий П. предполагает только постную пищу и в канон, текстах обозначается как abstinentia et ieiunium; тем не менее Папа Бенедикт XIV в 1741 дал, с некоторыми оговорками, разрешение есть и мясо в дни строгого П.). Если первоначально продукты из мяса теплокровных животных, яиц и молока считались скоромной пищей, а из рыбы и др. холоднокровных — постными, наряду с растительными продуктами, то в Новое время из категории скоромных были вначале исключены яйца и молочные продукты, а затем и любые кулинарные изделия, изготовленные с использованием мяса, но самого мяса не содержащие (напр., мясной бульон).

В Средние века строгий П. предписывался в лат. обряде на протяжение всего Вел. поста, в навечерия неск. больших праздников, а также в среду, пятницу и субботу в течение особых 4 недель — т.н. Четырех времен года; собственно П. надлежало соблюдать во все пятницы и субботы (за исключением Рождества Христова), а также во время Адвента и в дни усердных молений (rogationes) с понедельника по среду перед Вознесением Господним. Эти правила с течением времени заметно смягчались многочисл. папскими индультами, и режим соблюдения П. очень различался в разных регионах, где церк. властям предоставлялось право по собственному усмотрению смягчать его дисциплину. Так, во мн. странах суббота как день П. была заменена средой; Адвент в Новое время постепенно утратил характер П., хотя в ряде стран еще сохранялись обычаи соблюдать П. по средам или субботам в этот период; в свою очередь, во время Вел. поста ограничения в приеме пищи тоже смягчались.

В Новое время в Католической Церкви наметилась тенденция к тому, чтобы, с одной стороны, П. имели менее жестко регламентированный характер и больше переходили в сферу добровольного личного благочестия, а с др. стороны — не сводились только к ограничениям в пище, которые могут быть дополнены и даже заменены др. самоограничениями, полезными для нравственного и дух. роста верующего, а также усилением добрых дел, молитвы и иного дух. Делания.

Канон, дисциплина П. в Католической Церкви претерпела существенное изменение во 2-й пол. XX в. и была окончательно сформулирована в новом виде в апост. конст. Папы Павла VI Paenitemini (17.02.1966), а затем закреплена в ККП 1983 в разделе «О покаянных днях». К покаянным дням ККП относит все пятницы года и время Вел. поста (кан. 1250), обязательными днями П. объявляет все пятницы года, а строгого П. — Пепельную среду и Страстную пятницу (кан. 1251). К соблюдению П. обязываются все, кто достиг возраста 14 лет, а строгого П. — от достижения совершеннолетия до начала 60-го года жизни (кан. 1252). Епископским конференциям предоставлено право в своих регионах точнее определять порядок соблюдения П., а также полностью или частично заменять П. др. формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия (кан. 1253). Строгий П. в наст, время предполагает отказ от мяса и ограничение числа приемов пищи в течение дня до одного раза досыта и двух раз не досыта.

В Вост. Католических Церквях дисциплина покаянных дней регулируется частными нормами каждой из Церквей sui iuris (ср. ССЕО 882).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1680-1684.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024