Пресуществление - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пресуществление

Пресуществление (лат. transsubstantiatio) происходящее в таинстве Евхаристии изменение субстанций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа. С помощью концепции П. катол. богословие объясняет реальное присутствие Христа в Евхаристии как таинстве, объединяющем верующих в мистическом теле Христа и созидающем единство Церкви.

Уже Отцы Церкви писали, что в Евхаристии меняется сама природа хлеба и вина: они становятся Телом и Кровью Христа (см., напр., Иоанн Златоуст, О предательстве Иуды 1, 6; Амвросий Медиоланский, О тайнах 9, 50, 52). Учение о П. возникло в ср.-век. лат. богословии в связи с дискуссией о том, является ли присутствие Христа в Евхаристии реальным или только символическим. В XI в. последователем учения о символическом присутствии был Беренгарий Турский. В 1079 Рим. собор признал необходимым исповедовать веру в «субстанциальное превращение» евхарист. хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (DH 700). В 1215 IV Латеранский собор использовал термин «П.» в своем исповедании веры (DH 802).

Широкое признание теория П. получила благодаря Фоме Аквинскому. Его учение о П. основывалось на аристотелевской метафизике, различающей во всякой вещи глубинную сущность (субстанцию) и внеш. свойства (акциденции). Согласно концепции Фомы Аквинского, после освящения даров субстанция хлеба пресуществляется в субстанцию Тела Христова, а субстанция вина — в субстанцию Крови Христовой; при этом акциденции, т.е. чувственно воспринимаемые свойства, хлеба и вина остаются неизменными: присутствие Тела и Крови Христа в Евхаристии «узнается отнюдь не с помощью чувств, а одной только верой, опирающейся на авторитет Бога» (Summa theologiaeIII, 75, 1). Такое понимание П. объясняло характерную для Зап. Церкви практику поклонения Св. Дарам не только во время мессы, но и после нее.

Такие деятели Реформации, как У. Цвингли и Ж. Кальвин, отрицали П. и реальное присутствие Христа в евхарист. хлебе и вине. М. Лютер утверждал реальное присутствие Христа в Св. Дарах во время литургии (но не после) и склонялся к илее консубстанциации, т.е. сосуществования субстанции Тела Христова с субстанцией хлеба. Тридентский собор подтвердил, что «посредством освящения субстанция хлеба полностью превращается в субстанцию Тела Христова, а субстанция вина — в субстанцию Крови Христовой; это превращение {conversio] Католическая Церковь справедливо и точно называет П.» (DH 1642; см. также DH 1651-54, 1656). С помощью концепции П. Тридентский собор подчеркнул буквальную истинность слов Христа, сказанных при установлении Евхаристии, когда Он, взяв хлеб, благословил, преломил и раздал его ученикам, сказав: «Сие есть Тело Мое», — а взяв чашу с вином, дал им пить со словами «Сия есть Кровь Моя» (Мк 14, 22-24). Объективное, вещественное превращение евхарист. даров, а не только изменение их значения для верующих подчеркивается и последующими документами Католической Церкви (Папа Пий VI, буллаAuctorem fideiпротив Пистойского синода, DH 2629; Папа Пий XII, энц. Humani generis, DH 3891).

В правосл. богословии частично была принята идея П. (греч. μετουσίωσις); вместо этого термина используется также слово «преложение» (μεταβολή, досл. «превращение, изменение»; термин употребляется с IV в.). Распространению термина «П.» в Вост. Церкви способствовали визант. имп. Михаил VIII Палеолог, Константиноп. патр. Геннадий II, а также правосл. полемисты XVII в., противодействовавшие кальвинистским тенденциям в учении патр. Кирилла I Лукариса. Позднее концепция П. была изложена в Православном исповедании кафолической и апостольской Церкви Восточной (1662) и в Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723). В рус. богословии термин «П.» стал широко известен только к сер. XIX в., после того как вышеуказанные тексты были переведены на рус. язык. При этом правосл. богословы подчеркивают, что способ, которым Христос присутствует в Евхаристии, остается тайной веры и лежит за пределами рационального истолкования.

В философии Нового времени термин «субстанция» во многом потерял тот смысл, который имел в метафизике Средних веков. Во 2-й пол. XX в. некоторые катол. богословы предприняли попытки выразить веру в реальное присутствие Христа в Евхаристии на языке новых концепций — транссигнификации (transsignificatio досл. «перемена значения») и трансфинализации (transfinalisatio— досл. «перемена предназначения»). В отличие от традиционной терминологии субстанций/акциденций, одинаково приложимой как к личностям, так и к вещам, новые концепции подчеркивают необходимость трактовки Евхаристии в ключе межличностных отношений верующих с Богом и друг с другом: встреча с Иисусом Христом меняет человеч. восприятие реальности, придавая ей новое значение и новое предназначение. В энц. Mysterium fidei (1965) Папа Павел VI, признавая определенную полезность этих новых концепций для лучшего понимания Евхаристии верующими, тем не менее подчеркивает необходимость сохранения веры в реальное присутствие Христа в Св. Дарах, традиционно выражаемой с помощью учения о П.: новые концепции в лучшем случае дополняют традиционную, но не заменяют ее.

А. Доброер, А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1758-1760.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024