Приношение даров - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Приношение даров

Приношение даров (лат. praesentatio donorum, offertorium) — часть Божественной литургии (единая либо разъединенная др. частями), представляющая собой прежде всего подготовку хлеба и вина для их дальнейшего евхарист. Освящения.

В ряде литург. обрядов (римском, мозарабском, амвросианском, халдейском и др.) П.д. располагается в самом начале Евхарист. литургии, в др. обрядах (византийском, армянском, сиро-антиохийском, маронитском, коптском и др.) — перед Литургией слова (в вост. традициях — Литургией оглашенных); тем не менее П.д. завершается (а в чем-то и дублируется) в начале Евхарист. литургии (вост. Литургии верных). В некоторых обрядах (галликанском, братском) и отд. местных или орденских изводах рим. обряда предуготовление хлеба и вина совершается в краткой форме до начала мессы, а затем в развернутой — в начале Евхарист. литургии; к этому могут добавляться и др. варианты, иногда с более сложным дроблением (напр., на торжественных мессах в отд. зап. обрядах — перед чтением Евангелия).

П.д. имеет ряд элементов, более или менее общих для всех литург. обрядов: подготовка хлеба и вина; подготовка алтаря для евхарист. священнодействия; возложение даров на алтарь, иногда осуществляемое в виде процессии; омовение предстоятелем рук; дополнительно может совершаться окаждение даров и алтаря.

Сведения о литург. практике П.д. в древности и в раннем Средневековье довольно бедны. Однако известно, что в ранней Церкви любой верующий, приходя в евхарист. собрание, приносил с собой те или иные продукты: из собранного общиной лучшие хлеб и вино выбирались для евхарист. освящения, а остальное потреблялось во время совместной братской трапезы (агапы), а также раздавалось бедным.

По-видимому, первоначально обряды П.д. были крайне простыми и сводились к практич. сбору приношений вне храма или, по крайней мере, не в непосредственной близости от алтаря, осуществлявшемуся обычно диаконом, который затем передавал предстоятелю хлеб и вино для освящения. Предположительно сбор приношений обычно осуществляли до начала богослужения, а перенос даров на алтарь — перед анафорой. Мн. изменения в обрядах П.д. в период VIII-XIV вв. объясняются в т.ч. тем, что обычай приношения верующими продуктов для Евхаристии и братских трапез постепенно исчезал; литург. действия получали различные символические и аллегорические толкования; они, в свою очередь, давали импульс разрастанию и усложнению обрядов, что особенно ярко проявилось в визант. Традиции.

П.д. в визант. обряде состоит из двух частей, во мн. дублирующих друг друга. Первая — проскомидия (у греков чаще именуется πρόθεσις — «предложение») — совершается до начала Литургии оглашенных на т.н. малом алтаре (жертвеннике). Проскомидия включает в себя омовение священником рук; подготовление хлеба (из просфоры вырезается Агнец и надрезается таким образом, чтобы его удобно было преломить) и вина; поминовение живых и усопших; окаждение даров; покрытие дискоса с хлебом и чаши евхарист. покровами; молитву предложения; окаждение храма. Вторая часть П.д. открывает собой Литургию верных и включает 2 ектении с иерейскими молитвами; священническую апологию Никто же достоин; каждение; Херувимскую песнь, во время которой совершается великий вход, когда приготовленные на жертвеннике дары переносятся на престол и ставятся поверх антиминса, где вновь покрываются евхарист. покровами с чтением тропарей о погребении Христа; ектению и молитву о предложенных дарах. Параллелизм этих двух разделов, при очевидном дублировании ряда элементов, подтверждается еще и тем, что при архиерейском священнослужении обряды проскомидии, совершаемой не предстоятелем, а сослужащим священником, завершаются предстоятельствующим архиереем не во время нее, а перед вел. Входом.

В рим. обряде, где первоначально дары приносились на алтарь вместе с совершением процессии с пением псалма, к нач. II тыс. процессии с дарами вышли из обихода (однако они сохранились в амвросианском обряде), а псалом сократился до пения лишь одного стиха (т.н. офферторий; в заупокойной мессе состоял из 2 стихов). В период позднего Средневековья П.д. в рим. традиции вобрало в себя серию молитв галликанского и мозарабского происхождения. В конечном итоге в тридентском чине мессы П.д. приняло следующий вид: поется или произносится офферторий; на алтаре развертывается корпорал, на который предстоит установить евхарист. сосуды с дарами; священник, беря -шатену с гостией и приподнимая ее над алтарем, произносит молитву о принятии Богом этой жертвы, содержащую апологет, коннотации; в чашу вливается вино и немного воды (это сопровождается молитвой о приобщении Божеству Христа); священник приподнимает чашу над алтарем, произнося молитву о принятии приносимой жертвы, а затем, поставив чашу на корпорал, еще 2 молитвы — о приношении, благоприятном Богу, и о благословении этой жертвы; при торжественном священнодействии совершается каждение; священник омывает руки, прочитывая полностью Пс 25; произносит еще одну молитву о благоприятном приношении по ходатайству святых; призывает предстоящих к молитве, после чего произносит Молитву над дарами (в тридентском чине — Seaeta).

В ходе литургической реформы 2-й пол. XX в. П.д. в рим. обряде было заметно упрощено. В Общем наставлении к Римскому миссалу 2002 о П.д. сказано: «Церковь упорядочила все совершение Евхаристической литургии по частям, соответствующим словам и действиям Христа. [...] Во время приготовления даров (praeparatio donorum) на алтарь приносится хлеб и вино с водой, то есть те самые вещества, которые Христос взял в Свои руки» (п. 72).

Согласно реформированному чину мессы, «в начале Евхаристической литургии дары, которые станут Телом и Кровью Христа, приносятся на алтарь. Перед этим алтарь, или трапеза Господня, который является центром всей евхаристической литургии, приготовляется таким образом: на нем располагают корпорал, пурификатор, миссал и чашу. После этого происходит приношение: желательно, чтобы хлеб и вино приносили сами верные; священник же или диакон принимают их в подходящем месте и возлагают на алтарь, произнося положенные формулы. [...] В это время можно принимать также деньги или другие даяния либо для бедных, либо на нужды церкви, приносимые верными или собираемые в церкви; эти пожертвования складываются в подобающем месте не на алтаре» (там же 73). Тогда же может петься песнопение на П.д. (cantus ad offertorium). П.д. «завершается призывом священника к молитве вместе с ним и молитвой над дарами (oratio super oblata): таким образом заканчивается и приготовление к Евхаристической молитве» (там же 77).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1771-1774.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024