Проповед\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Проповедь

Проповедь (древнеевр. ЕВР, греч. όμιλία, лат. serто, homilia) — речь облеченного церк. авторитетом лица (проповедника), представляющая христ. вероучение и объясняющая необходимость соблюдения норм христ. морали. Принципы составления и произнесения П. изучает гомилетика.

История. В НЗ приведены речи Иисуса Христа и апостолов, которые можно назвать П. (см. Лк 4, 14-22; Деян 7, 4-5; 9, 20; 10, 42; 13, 16-41), а также Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5, 1 — 7, 29). Евангелие от Матфея приводит слова Христа, обращенные к апостолам: «Проповедуйте Евангелие» (Мф 16, 15; ср. Мф 28, 19-20). Иисус Христос, а затем и апостолы принимали участие в субботних богослужениях в синагогах, во время которых читались отрывки из Св. Писания и произносились П., разъяснявшие суть прочитанного. В Деяниях апостолов содержатся 7 бесед ап. Петра (Деян 1, 16-23; 2, 14-37; 3, 12-26; 5, 29-32; 10, 34-44; 11, 4-18; 15, 7-11) и 6 бесед ап. Павла | (Деян 13, 16-41; 14, 15-18; 17, 22-33; 20, 17-36; 22, 1-22; 26, 2-23). Беседы Петра (Деян 3, 12-26) и Павла (Деян 17, 22-33) имеют сходную структуру: обе начинаются приветствием, за которым следуют благословения, затем апостолы призывают к покаянию, напоминают о Страшном суде и, наконец, о воскресении Иисуса Христа. Апостолы назначали проповедников для христ. Общин.

Существование П. как части христ. богослужения во II в. подтверждено сообщением Юстина Философа о том, что христиане собирались по воскресеньям для чтения Св. Писания и по окончании чтения произносилась П. (Apologia1, 67). Евсевий Кесарийский упоминает о П. Поликарпа Смирнского (Historia ecclesiastiса V, 20, 6) и Иринея Лионского (ibid. V, 26).

Быстрое распространение христианства после издания Миланского эдикта в 313, а также распространение ересей обусловили необходимость чтения П. по спорным вопросам христологии, мариологии и экклезиологии. Богосл. просвещению мирян также способствовало возникновение школ, готовивших проповедников. Для дополнения библ. аргументации проповедники стали применять филос. доказательства, а также примеры решений жизненных проблем в свете слова Божьего. В IV в. известными проповедниками были Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, Папа Лев I Великий.

В 529 II Везонский собор разрешил священникам читать П. (до этого П. могли читать только епископы и назначаемые ими проповедники). Трулльский собор (кан. 19) вменил епископам в обязанность чтение П. для духовенства и мирян, особенно во время воскресных богослужений. В соч. Liber regulaepastoralis (Пастырское правило) Папа Григорий I Великий дал практич. рекомендации по составлению и чтению П.; эта книга была также переведена на греч. язык. В числе заметных проповедников Зап. Церкви были Цезарий Арелатский, Авит Виеннский, Фульгенций из Руспе, Фауст из Риеца, Мартин Бракарский, а также Ильдефонс Толетанский, которому, вероятно, принадлежит сборник П. Homiliae Toletanae (Толетанские гомилии), нередко атрибутируемый также Юлиану Толетанскому. В нач. VIII в. П. для монахов аббатства Ярроу писал Беда Достопочтенный; Павел Диакон составил сборник гомилий, адресованных монашествующим. Во Франкском королевстве в 789 был создан сборник указаний для проповедников Admonitio generalis, дополненный в 797 Теодульфом Орлеанским. В 847 Майнцский собор постановил переводить П. на нац. языки.

На развитие П. в XIII в. оказала влияние схоластика; среди выдающихся проповедников были Гильом Овернский, Стефан Ленгтон, Роберт Гроссетест, а позднее представители монаш. орденов францисканцев и доминиканцев Гуго из Сен-Шера, Фома Аквинский, Пётр из Тарантеза (впоследствии Папа Иннокентий V), Иоанн из Рупеллы, Бонавентура, Гвиберт из Турне, Матфей из Акваспарты. Гл. задачей францисканцев и доминиканцев была П. среди широких слоев населения, ставившая целью просвещение народа, повышение уровня проповедования и противостояние гетеродокс. движениям (катары, вальденсы и др.).

В Средние века сложились структура П. и техника ее чтения. П. начиналась со вступления (exordium), в котором определялись тема П. (thema), как правило, взятая из Св. Писания, вспомогательная тема (prothema)и молитва (oratio). Вспомогательная тема, развивая осн. тему, помогала слушателям сосредоточиться, удерживала их внимание, развивала воображение и призывала их совершать добрые дела. В конце вспомогательной темы звучали слова перехода к общей молитве (exhortatio ad orationem). Затем проповедник вновь напоминал тему П. и произносил гл. часть, развивая темы вступления. Производилось разделение (divisio) материала этой части П. на 3 элемента, каждый из которых подтверждали свои аргументы, затем следовало дальнейшее развертывание содержания (dilatatio), приводились примеры (exempla) или авторитетные церк. мнения, а в заключение следовала гл. мысль П., подтвержденная библ. текстом либо авторитетным мнением.

Появлению новых видов П. способствовало развитие школьного образования и лит-ры в эпоху Возрождения, а также влияние идей гуманизма. Мн. монаш. орлена, прежде всего Орден иезуитов, активно поддержали введение в П. классической риторики; Игнатий Дойола был автором 24 правил для проповедников; труды, посвященные П. и проповедованию, писали Д. Дайнес, Франциск Борджа, К. Аквавива, Роберт Беллармин и мн. др. иезуиты. С началом Реформации стала особенно актуальной потребность в богословско-полемич. П., призванных верно представлять учение Католической Церкви. Тридентский собор отметил необходимость улучшения гомилетической подготовки в семинариях и повышения роли Библии и П. в жизни христиан. На базе постановлений Тридентского собора Карл Борромео опубликовал инструкцию для проповедников Instructiones praedicationis verbi Dei (1575).

В эпоху Просвещения появились П., доказывавшие вероучение с помощью рациональных аргументов и систематически представлявшие суть вероучения Церкви.

II Ватиканский собор отметил необходимость тематических П., представляющих библ. наставление и одновременно касающихся насущных проблем совр. мира.

Каноническое право о П. Согласно кан. 747 ККП, «обязанность и исконное право проповедовать Евангелие всем народам, независимо от всякой человеческой власти, применяя при этом и собственные средства массовой коммуникации», принадлежат «Церкви, которой Христос доверил сокровищницу веры, дабы с помощью Святого Духа она свято хранила истину, данную в Откровении, глубже ее постигала, верно возвещала и излагала». Согласно кан. 761 ККП, П. и катехизация являются гл. средствами возвещения христ. вероучения. Обязанность П. Евангелия принадлежит в первую очередь епископам (кан. 756), которым помогают в этом члены институтов посвященной Богу жизни (кан. 758), а также др. священнослужителям (кан. 757-762). Каноны 763-766 предоставляют право проповедовать слово Божие епископам, пресвитерам и диаконам, причем епископ может проповедовать повсюду, не исключая храмов и молитвенных помещений монаш. ин-тов, в то время как пресвитеры и диаконы должны заручиться согласием ректора храма и, если необходимо, разрешением местного ординария; монашествующие могут вести П. в своих храмах и молитвенных помещениях с согласия настоятеля; к П. в храмах или в молитвенных помещениях могут быть допущены миряне, если этого требует необходимость.

П. как часть литургии должна читаться только рукоположенными священнослужителями (см. кан. 767 § 1 ККП). П. обязательна на всех мессах, совершаемых по воскресеньям и в предписанные праздники при стечении народа (см. кан. 767 § 2), а также рекомендована при достаточном стечении народа «на мессах в будние дни, особенно в период Адвента и Великого поста» (кан. 767 § 3). Задача проповедников — излагать верующим то, «во что им следует верить и что им нужно делать во славу Божию и ради спасения людей», а также преподавать предлагаемое Церковью учение «относительно достоинства и свободы человеческой личности, единства и крепости семьи и обязанностей в ней» и относительно обязательств, возлагаемых на людей об-вом (кан. 768).

Т. Шишова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1809-1812.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 17 Апреля
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 2376
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024