Псалмодия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Псалмодия

Псалмодия (ψαλμωδεία — псалмопение, от греч. ψαλμός — псалом, φδή — песнь) — литург. исполнение псалмов нараспев. П. Зап. Церкви в большой мере заимствована из иуд. синагогального богослужения.

На мелодическое оформление псалмов прямо повлияла их поэтическая структура. Псалмы складываются из ряда стихов. Стихи же состоят из полустиший (реже — из трех отрезков), для которых характерен смысловой параллелизм: 2-е полустишие дополняет 1-е, развивает или создает по отношению к нему контраст.

Псалмы распеваются в узком диапазоне по определенным мелодическим схемам, называемым псалмовыми тонами. Каждый псалмовый тон состоит из следующих элементов: тенор (tenor, от лат. tenere— держать), или туба (лат. tuba— труба) — осн. звук, на котором силлабически пропевается большая часть текста; интонация (intonatio), или иниций (лат. mitium— начало) — восхождение к тенору в начале стиха; заключительные обороты трех видов: флекса (лат. flexa— изгиб) — в середине полустишия, медиация (лат. mediatio— середина) — в конце полустишия, терминация (лат. terminatio— завершение), или дифференция (лат. differentia— различие) — в конце стиха.

Флекса представляет собой небольшое мелодическое отклонение вниз от тенора (на большую секунду или, если под тенором расположена малая секунда, на терцию). Флекса одноакцентна: она состоит из ударного и следующего за ним безударного слога, который немного удлиняется при исполнении. Флекса употребляется редко, для разделения надвое 1-го полустишия, если оно чересчур длинное. Обозначается в литург. книгах крестиком.

Медиация используется в тех случаях, когда имеется синтаксическое членение стиха на полустишия. Медиация может быть одно- и двухакцентной. Акцентные слоги выделяются в записи полужирным шрифтом, а после медиации выставляется звездочка. После медиации следует небольшая пауза, отделяющая одно полустишие от другого.

Терминация в конце каждого псалмового стиха применяется всегда. В каждом псалмовом тоне имеется неск. терминаций, из которых избирается одна, наиболее плавно подводящая к началу повторяемого после псалма антифона. Конкретная терминация выписывается после антифона, с подтекстовкой гласными Ε и о u а е последних слов доксологии Gloria Patri (Слава Отцу) — «... saeculorum. Amen» («... веков. Аминь»). Терминации одно- и двухакцентны или одноакцентны с приготовительными звуками, предшествующими акценту. Слоги, на которые приходится приготовление, выделяются в тексте курсивом. Терминация не предполагает ни замедления во время ее исполнения, ни остановки после нее, все стихи псалма следуют друг за другом без перерыва.

Обычно псалом исполняется в чередовании двух хоров или двух хоровых групп, которые поют поочередно по одному псалмовому стиху.

Различаются три стиля псалмовых тонов: простой — в антифонной 11. канон, часов; торжественный — в псалмовых стихах интроитов и причастных песнопений, в Magnificatи в инвитаториях; мелизматический — в стихах респонсорисв канон, часов и в трактусах. Простая П. не отходит от заданной мелодической модели, при этом формула иниция исполняется лишь один раз — в начале 1-го стиха. Торжественная П. Magnificat отличается от простой только введением иниция в начало каждого стиха. Торжественная 11. интроитов базируется на П. оффиция, но имеет более орнаментированный вид, при этом формула иниция отмечает собой начало каждого полустишия; другое отличие касается терминаций, для которых акцентная структура текста не имеет никакого значения.

Кроме 8 осн. псалмовых тонов, соотносимых с 8 модусами зап. октоиха, известны неск. других. Это т.н. tonus peregrinus(«чужеземный тон»), применяемый исключительно для исполнения Псалма 113 In exitu lsrael, в котором, в отличие от 1-го тона, имеются помимо тенора ля в 1-м полустишии также тенор соль во 2-м полустишии. Этот псалмовый тон известен по высказываниям о нем Аврелиана из Реоме (IX в.) и Регинона Прюмского (X в.). Др. псалмовые тоны вошли в употребление сравнительно недавно, по мере того как были открыты модусы, не входящие в октоих. Это псалмовые тоны для антифонной П. в архаичных модусах ДО, РЕ и МИ (соответствующие звуки в них являются одновременно и тенорами, и финалисами), а также т.н. «protus на кварте» (финалис — ре, тенор — соль) и «deuterus на терции» (финалис — ми, тенор — соль).

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1855-1857.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 862
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019