Псалмодия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Псалмодия

Псалмодия (ψαλμωδεία — псалмопение, от греч. ψαλμός — псалом, φδή — песнь) — литург. исполнение псалмов нараспев. П. Зап. Церкви в большой мере заимствована из иуд. синагогального богослужения.

На мелодическое оформление псалмов прямо повлияла их поэтическая структура. Псалмы складываются из ряда стихов. Стихи же состоят из полустиший (реже — из трех отрезков), для которых характерен смысловой параллелизм: 2-е полустишие дополняет 1-е, развивает или создает по отношению к нему контраст.

Псалмы распеваются в узком диапазоне по определенным мелодическим схемам, называемым псалмовыми тонами. Каждый псалмовый тон состоит из следующих элементов: тенор (tenor, от лат. tenere— держать), или туба (лат. tuba— труба) — осн. звук, на котором силлабически пропевается большая часть текста; интонация (intonatio), или иниций (лат. mitium— начало) — восхождение к тенору в начале стиха; заключительные обороты трех видов: флекса (лат. flexa— изгиб) — в середине полустишия, медиация (лат. mediatio— середина) — в конце полустишия, терминация (лат. terminatio— завершение), или дифференция (лат. differentia— различие) — в конце стиха.

Флекса представляет собой небольшое мелодическое отклонение вниз от тенора (на большую секунду или, если под тенором расположена малая секунда, на терцию). Флекса одноакцентна: она состоит из ударного и следующего за ним безударного слога, который немного удлиняется при исполнении. Флекса употребляется редко, для разделения надвое 1-го полустишия, если оно чересчур длинное. Обозначается в литург. книгах крестиком.

Медиация используется в тех случаях, когда имеется синтаксическое членение стиха на полустишия. Медиация может быть одно- и двухакцентной. Акцентные слоги выделяются в записи полужирным шрифтом, а после медиации выставляется звездочка. После медиации следует небольшая пауза, отделяющая одно полустишие от другого.

Терминация в конце каждого псалмового стиха применяется всегда. В каждом псалмовом тоне имеется неск. терминаций, из которых избирается одна, наиболее плавно подводящая к началу повторяемого после псалма антифона. Конкретная терминация выписывается после антифона, с подтекстовкой гласными Ε и о u а е последних слов доксологии Gloria Patri (Слава Отцу) — «... saeculorum. Amen» («... веков. Аминь»). Терминации одно- и двухакцентны или одноакцентны с приготовительными звуками, предшествующими акценту. Слоги, на которые приходится приготовление, выделяются в тексте курсивом. Терминация не предполагает ни замедления во время ее исполнения, ни остановки после нее, все стихи псалма следуют друг за другом без перерыва.

Обычно псалом исполняется в чередовании двух хоров или двух хоровых групп, которые поют поочередно по одному псалмовому стиху.

Различаются три стиля псалмовых тонов: простой — в антифонной 11. канон, часов; торжественный — в псалмовых стихах интроитов и причастных песнопений, в Magnificatи в инвитаториях; мелизматический — в стихах респонсорисв канон, часов и в трактусах. Простая П. не отходит от заданной мелодической модели, при этом формула иниция исполняется лишь один раз — в начале 1-го стиха. Торжественная П. Magnificat отличается от простой только введением иниция в начало каждого стиха. Торжественная 11. интроитов базируется на П. оффиция, но имеет более орнаментированный вид, при этом формула иниция отмечает собой начало каждого полустишия; другое отличие касается терминаций, для которых акцентная структура текста не имеет никакого значения.

Кроме 8 осн. псалмовых тонов, соотносимых с 8 модусами зап. октоиха, известны неск. других. Это т.н. tonus peregrinus(«чужеземный тон»), применяемый исключительно для исполнения Псалма 113 In exitu lsrael, в котором, в отличие от 1-го тона, имеются помимо тенора ля в 1-м полустишии также тенор соль во 2-м полустишии. Этот псалмовый тон известен по высказываниям о нем Аврелиана из Реоме (IX в.) и Регинона Прюмского (X в.). Др. псалмовые тоны вошли в употребление сравнительно недавно, по мере того как были открыты модусы, не входящие в октоих. Это псалмовые тоны для антифонной П. в архаичных модусах ДО, РЕ и МИ (соответствующие звуки в них являются одновременно и тенорами, и финалисами), а также т.н. «protus на кварте» (финалис — ре, тенор — соль) и «deuterus на терции» (финалис — ми, тенор — соль).

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1855-1857.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024