Римский канон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Римский канон

Римский канон (canon romanus) - евхаристическая молитва, традиционная для римского и амвросианского обрядов.

Наиболее ранние образцы полного текста Р.к. сохранились в рукописных сакраментариях и миссалах кон. VII — VIII вв. (Gelasianum vetus, Missale Francorum, Missale Bobbio). Вместе с тем еще в кон. IV в. в Милане использовалась одна из более ранних редакций той же анафоры, которая впоследствии прочно закрепилась в Рим. Церкви (приводится в трактате Амвросия Медиоланского О таинствах IV, 4). По-видимому, большая часть текста Р.к. оформилась до кон. VI в. В раннем Средневековье Р.к. и др. элементы рим. обряда вошли в обиход мн. местных Церквей Запада (в некоторых итало-визант. евхологиях встречается его греч. перевод под названием Литургия апостола Петра). Оставаясь с нач. VI в., по-видимому, единственной анафорой в рим. богослужении, после унификации литург. обряда во 2-й пол. XI в. Р.к. оказался единственной евхарист. молитвой почти во всей Католической Церкви (за исключением отд. церк. общин на юге Италии, сохранивших византийский обряд, а также некоторых общин в Испании, практиковавших мозарабский обряд). К исходу Средневековья во мн. местных версиях его текста стали обнаруживаться существенные расхождения. В XVI в. Тридентский собор постановил исправить и обновить богослужебные книги «согласно правилу Отцов», и текст Р.к., приведенный в соответствие с наиболее ранними из известных в то время его образцов, был опубликован в Римском миссале (1570). С того времени до 2-й пол. XX в. Р.к. практически не менялся.

В 1965-68 в ходе литургической реформы при пересмотре Римского миссала возникла идея полного исключения Р.к. из чина рим. мессы, основанная на мнении о сложности его текста для понимания; при этом высказывались предположения, что имеющийся текст представляет собой «осколки» не сохранившихся в полном виде разнородных молитв; повторялось распространенное суждение об отсутствии в Р.к. эпиклесиса. Важную роль в сохранении Р.к. в богослужении рим. обряда сыграл свящ. Л. Буйе (1913-2004), доказавший его древность, целостность, а также богосл. и дух. ценность.

В реформированном миссале, предлагавшем на выбор 4 евхарист. молитвы, Р.к. с небольшими изменениями занял первенствующее место (т.н. 1-я евхарист. Молитва); 3 новых евхарист. молитвы были созданы с соблюдением ряда структурных и формульных особенностей Р.к.

В действительности Р.к. содержит все осн. элементы, присущие большинству анафор, в т.ч. и эпиклесис, отличающийся лишь тем, что призываемое благодатное действие Божье не уточняется как действие Св. Духа: возможно, исходные образцы др. анафор формировались в эпоху споров с ересями, игнорировавшими значение Третьего Лица Троицы, тогда как Рим. Церковь проявила больший литург. консерватизм, сохранив соответствующие места текста в их древнем виде.

Несмотря на гипотезы некоторых литургистов о том, что Р.к. имеет вост. происхождение, мн. исследования убедительно доказывают его самобытность. Этому не противоречит мнение Л. Буйе о том, что Р.к. обнаруживает родство с александр. типом анафор, заметное как в структурном сходстве, так и в формульных параллелях. Он же продемонстрировал связь ряда молитв Р.к. с прошениями иуд. Тефиллы, проявляющуюся значительно отчетливее, чем в др. древних анафорах; это особо примечательно ввиду того, что ядро христ. общины Рима в I—II вв. составляли иудеохристиане.

Для зап. литург. традиций с древности характерно варьирование префаций. Неизменяемый (за исключением двух разделов) текст Р.к. (именно он называется canon actionis — «правило священнодействия») начинается после Sanctus и состоит из разделов, которые принято именовать по их первым словам: 1) Те igitur — прошение Богу Отцу принять и благословить приносимые дары, а также молитва о мире, защите и окончательном собирании всей Церкви; 2) Memento — поминовение живых: молитва о нуждах Церкви в лице ее конкретных членов; 3) Communicantes — поминовение святых с перечислением имен Девы Марии, апостолов и неск. др. святых, с древности почитавшихся в Риме (имя св. Иосифа Обручника добавлено Папой Иоанном XXIII); текст этого раздела может немного варьироваться в некоторые дни года (его др. традиционное название Infra actionem «Внутри священнодействия»); 4) Hanc igitur — молитва о принятии Богом приносимых даров, а также о мире и спасении; этот раздел также может варьироваться; 5) Quam oblationem — собственно представление жертвоприношения, с молением об освящении (в сочетании с предыдущим этот раздел составляет 1-й эпиклесис); 6) Qui pridie повествование об установлении Евхаристии; традиционный текст этого раздела содержал одну особенность, не имеющую аналогов в др. древних анафорах, — добавление словосочетания Mysterium fidei («Тайна веры») в середине тайноустановительных слов Христа над чашей (аллюзия на Еф 5, 32); при реформировании чина мессы слова «Тайна веры» в Р.к. были вынесены за пределы тайносовершительной формулы — они произносятся после слов Христа над чашей, и к ним добавляется возглашение анамнесиса; 7) Unde et memores — констатация воспоминания страстей, воскресения и вознесения Христа (анамнесис) и совершаемого приношения чистой, святой и непорочной жертвы от даров Божьих; 8) Supra quae — просьба принять эту жертву, как жертвоприношения в.-з. праведников; 9) Supplices te rogamus — моление о том, чтобы жертва была вознесена ангелом к небесному алтарю, чтобы верные, причастившись Тела и Крови Христа от земного алтаря, исполнились благословения и благодати (2-й эпиклесис); 10) Memento pro defunctis — поминовение усопших (сравнительно поздняя вставка, которой нет в ранних версиях); 11) Nobis quoque — молитва об участии в общении святых (с перечислением имен некоторых мучеников, особо почитавшихся в Риме) и исповедание посредничества Христа; 12) Per ipsum заключительное славословие, воздаваемое Отцу через Христа в единстве Св. Духа.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 197-200.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Вторник, 3 Декабря
    Crispini Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 23941
    Сессий: 26
    Сейчас на сайте: 21





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024