Розарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Розарий

Розарий (rosarium) — широко распространенная в католической церкви практика благочестия, включающая в себя как устные молитвы (символ веры, молитва господня, ангельское приветствие, слава отцу), так и молитвенные размышления над событиями (тайнами) из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.

Как правило, Р. читают с использованием четок (обычно из 59 бусин), служащих для счета молитв.

До 16.10.2002 полный Р. насчитывал 15 тайн, разделенных на 3 части: 5 радостных, 5 скорбных и 5 славных тайн. 16.10.2002 Папа Иоанн Павел II в апост. послании Rosarium Virginis Mariae добавил еще одну часть, включающую 5 светлых тайн. Радостные тайны: Благовещение, Посещение Пресв. Девой Марией Елизаветы, Рождество Иисуса Христа, Сретение, Обретение отрока Иисуса в Иерус. храме. Славные тайны: Воскресение Иисуса Христа, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Взятие Девы Марии на небо, Увенчание Девы Марии небесной славой. Скорбные тайны: Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, Бичевание, Увенчание тернием, Несение креста, Распятие. Светлые тайны: Крещение Иисуса Христа в Иордане, Брак в Кане Галилейской, Нагорная проповедь, -^Преображение Господне, Установление Евхаристии. Существуют различные формы чтения Р. Обычно вначале объявляется одна из четырех частей Р., читаются Верую, Отче наш, 3 раза Радуйся, Мария, Слава Отцу, а затем следуют размышления над пятью тайнами, причем каждое размышление предваряется объявлением соответствующей тайны и сопровождается чтением молитв Отче наш, 10 раз Радуйся, Мария, Слава Отцу. Среди благочестивых католиков практикуется чтение одной части Р. в день, сопровождающееся раз мышлениями над соответствующими еванг. текстами, в некоторых общинах монашествующих и мирян ежедневно читается полный Р. Во 2-й пол. XX в. распространилась практика создания в церк. общинах особых молитвенных групп, называемых кружками Святого Р.

Происхождение молитвы Р., в т.ч. ее предполагаемая связь с Домиником Гусманом, основателем Ордена доминиканцев, является предметом дискуссий. Согласно распространенной легенде, Дева Мария явилась Доминику, когда он проповедовал среди альбигойцев, вручила ему четки и научила читать молитву Р. Эта легенда восходит к Алану из Роша и не прослеживается ранее XV в. 7.10.1571, в день, когда решалась судьба морского сражения при Лепанто между тур. флотом и флотом коалиции христ. держав, Папа Пий V совершал молитву Р. После победы христиан в этом сражении Пий V в 1573 ввел специальный литург. праздник Р., который и в наст, время отмечается в Католической Церкви 7 октября (память Пресв. Девы Марии Р.). В честь этого праздника впоследствии назывались и некоторые ка- тол. храмы (в т.ч. во Владимире).

Среди святых, активно распространявших молитву Р., Пётр Канизий, Филипп Нери, Людовик Мария, Гриньон де Монфор, Альфонс Мария де Лигуори. Явления Богородицы в Лурде и Фатиме способствовали дальнейшему распространению молитвы Р. во всем мире.

В Католической Церкви существуют монаш. конгрегации, посвященные Р.: созерцательного характера мужская Конгр. Святейшего P. (CSR), осн. 2.02.1928, утвержденная 8.06.2002 и в 2009 насчитывавшая 192 монаха (из них 62 свящ.) и 22 обители, и женские конгрегации доминиканок Святого Р. и сестер Святого Р. из Иерусалима.

В правосл. молитвенной практике аналогии с Р. обнаруживает богородичное правило.

О. Литвинова-Хабибулина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 274-276.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024