Рождество Пресвятой Богородицы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы (греч. Ή Γέννησις τής ύπεραγίας Θεοτόκου, лат. Nativitas Beatae Mariae Virginis) — церк. праздник в воспоминание рождения Преев. Девы Марии. Основывается на апокрифическом Протоевангелии Иакова (сер. II в.), согласно которому родители будущей Богоматери Иоаким и Анна в течение мн. лет оставались бездетными и только в старости, благодаря их молитвам и упованию на Бога, у них родилась дочь Мария, Которой надлежало стать Матерью Иисуса Христа.

Празднование Р.П.Б. возникло на Востоке сравнительно поздно. Возможно, оно было известно в VI в., когда Роман Сладкопевец посвятил Р.П.Б. кондак из 24 строф. О том, что оно совершалось в VIII в., свидетельствуют 2 проповеди Андрея Критского. В Риме Папа Сергий I в кон. VII в. включил Р.П.Б. в число 4 важнейших богородичных праздников, совершаемых с торжественной процессией по городу. Однако только в XI в. Р.П.Б. было воспринято на всем Западе. Антифон этого праздника в Римском бревиарии заимствован из тропаря Р.П.Б. византийского обряда.

В визант. обряде Р.П.Б. чтится в ранге двунадесятого праздника. В Католической Церкви латинского обряда литург. воспоминание Непорочного Зачатия Преев. Девы Марии со временем приобрело более высокий ранг (торжества), чем празднование Р.П.Б.

Как в визант., так и в лат. обряде Р.П.Б. празднуется 8 сентября. В копт, и эфиоп, традициях Р.П.Б. приходится на начало мая и продолжается 33-дневным попразднством, носящим название «Семя Иакова» (кроме того, каждый первый день нового месяца посвящается воспоминанию Р.П.Б.); католики копт. обряда празднуют Р.П.Б. 10 сентября.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.257-258.



Иконография Р.П.Б. основана прежде всего на Протоевангелии Иакова (позднее, в зап. традиции — также на текстах Золотой легенды Иакова Ворагинского). Первое изображение — миниатюра из визант. кодекса (1025, Ватиканская библиотека). В западноевроп. искусстве сюжет Р.П.Б. пользовался особой популярностью в XIV-XVI вв. После Тридентского собора, не поддерживавшего частое обращение искусства к апокрифам, число произведений на этот сюжет резко уменьшилось, а после XVII в. они практически исчезли. В большинстве случаев — как на Западе, так и на Востоке — в иконографии Р.П.Б. наблюдается большое сходство с традицией изображения Рождества Иоанна Крестителя.

 

В глубине пространства, как правило, помещена кровать с лежащей на ней Анной, а на переднем плане — женщины, купающие маленькую Марию. Иногда в одном изобразительном поле показаны два момента: купание или кормление Марии женщинами и последующая передача младенца Анне, протягивающей руки навстречу (Джотто, фреска Рождество Марии из капеллы Скровеньи в Падуе, 1304-08). Иоаким изображается редко и, как правило, на дальнем плане, в виде старца, благоговейно созерцающего чудесное событие. В живописи XV-XVI вв. Р.П.Б. нередко изображалось в богато украшенном интерьере, а к традиционной сцене купания новорожденной Марии иногда добавлялось изображение женщин, идущих в торжественной процессии, чтобы поздравить Анну (Д. Гирландайо, фреска Рождеапво Марии в храме Санта Мария Новелла во Флоренции, сер. 1480-х). В редких случаях сцена Р.П.Б. может быть побочным элементом либо в предам алтарной композиции, либо в изображении Марии с Младенцем Иисусом (Филиппо Липпи, Мадонна с Младенцем, 1460-е, Галерея Питт, Флоренция).

 

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 258-259.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024