Рождество Христово - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Рождество Христово

Рождество Христово (греч. Ή Γέννησιςτοϋ Χριστού, лат. Nativitas Domini) — 1) еванг. событие рождения во плоти Господа Иисуса Христа; 2) ежегодное церк. празднование этого события.

1) Рождение в мир Иисуса Христа описывается в Евангелиях от Матфея (Мф 1-2) и Луки (Лк 1-2). Каждое из двух повествований непосредственно о Р.Х. предваряется историей девственного зачатия Девой Марией Сына Божия и продолжается серией эпизодов, относящихся к детству Иисуса.

Евангелие от Матфея, говоря собственно о Р.Х., ограничивается краткой констатацией самого факта рождения в семье Иосифа Обручника и Марии (Мф 1, 25); за ней следует история поклонения Младенцу волхвов с Востока (Мф 2,1-12).

Евангелие от Луки дает более обстоятельное описание события Р.Х. (Лк 2,1-20), сообщая о переписи населения по повелению имп. Августа, когда каждый житель отправился туда, откуда происходил. Иосиф прибыл вместе с Марией в Вифлеем, где Она и родила Своего первенца в хлеву, потому что не оказалось места в комнате для гостей. В эту ночь пастухам, стерегшим неподалеку стадо, предстал ангел, радостно возвестивший им, что в Вифлееме родился Христос; вместе с ним явилось ангельское воинство, славящее Бога. Пастухи, вняв вести ангела, поспешно отправились в Вифлеем, где нашли Младенца, лежащего в яслях (кормушке для скота), и сообщили Марии и Иосифу, что им было сказано об этом Младенце.

В совр. библеистике все более признанным становится мнение о том, что темы рождения и детства Иисуса не были предметом ранней апост. проповеди, и, соответственно, главы об этом вошли в тексты Евангелий от Матфея и Луки несколько позже осн. содержания этих книг. Хотя они безошибочно передают спасительную истину о Воплощении, задача этих повествований не состояла в том, чтобы точно передать ист. факты; многие из представленных в них деталей призваны прояснить отд. стороны содержания кажлого из Евангелий, которое они предваряют, равно как и продемонстрировать исполнение в.-з. пророчеств о пришествии Мессии, в т.ч. происхождение Его из рода царя Давида.

2) Литург. празднование Божественных тайн изначально концентрировалось вокруг Пасхи страстей и воскресения Господа, лишь много позднее включив в круг года праздник Крещения Господня и еще позже — Р.Х.

Календарной дате Р.Х. первоначально не придавалось значения, и, вероятно, в Церкви на этот счет существовали различные мнения. Климент Александрийский говорит о 20 мая (в др. месте — о 20 апреля). На Востоке в IV в., если не раньше, Р.Х. праздновалось одновременно с Крещением Господним (6 января): это основывалось на бытовавшем тогда толковании Ак 3, 23, что Иисус якобы крестился в день Своего 30-летия.

Впервые дата 25 декабря появилась в т.н. Календаре Филокала, который отражает литург. календарь Рим. Церкви на 354. Есть основания полагать, что этот день был выбран не случайно. Во-первых, существовал рим. праздник сатурналии (неделя перед зимним солнцестоянием), а во-вторых — введенный в правление имп. Аврелиана (270-275) праздник Рождения Солнца Непобедимого (Natalis solis invicti), который был заимствован из вост. культа солярного божества Митры, широко чтимого в Рим. империи в первые века нашей эры. Он отмечался сразу после зимнего солнцеворота, когда начинает увеличиваться продолжительность дня. Именно на сменуему Церковь ввела праздник в честь Рождения Солнда правды — Христа, очень скоро распространившийся на всем Западе. Самая ранняя зап. проповедь на Р.Х. встречается у Зенона Веронского.

В кон. IV в. Р.Х. проникло на Восток как отдельный от Крещения Господня праздник. В Сирии Иоанн Златоуст в одной из проповедей в дек. 386 (или 388) говорит, что в наступающее 25 декаря впервые здесь будет праздноваться Р.Х.; он рассказывает, что на Западе этот праздник известен издавна, а в Антиохию сведения о нем проникли совсем недавно. Через неск. дней в проповеди на день Р.Х. Иоанн Златоуст вновь коснулся истории праздника, говоря: «Нет еще 10 лет, как этот день стал известен нам». Слово на Р.Х. есть у Василия Великого; Григорий Назианзин ввел этот праздник в Константинополе. Споры IV-VI вв. о воплощении и ипостаси Сына Божия способствовали усилению популярности Р.Х. как самостоятельного праздника во мн. регионах Востока. Тем не менее, в Иерусалиме и в самом Вифлееме оно еще долго продолжало праздноваться одновременно с Крещением. Дольше всего празднование этих двух еванг. событий в один день сохранялось в армян, традиции (в Армян. Апост. Церкви эта практика существует по сей день, однако у армяно-католиков праздники разделены).

В Средние века на Западе праздник Р.Х. (а также продолжающий его праздник Богоявления, который все в большей степени связывался здесь с воспоминанием поклонения волхвов, а не крещения Господня) постепенно начал опережать Пасху по значимости. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло характерноедля ср.-век. христ. Запада усиление внимания к человеч. аспекту личности Иисуса Христа, особо проявившееся в культе, с одной стороны, Младенца Иисуса, а с другой — Страстей Христовых, в который зачастую привносилась доля сентиментальности. В XIV в. Р.Х. окончательно вышло на первенствующее место на Западе. Только в сер. XX в. Пасхе в Католической Церкви лат. обряда официально возвращено первенство среди праздников литург. года. Тем не менее в рел. сознании большинства верующих в странах Запада Р.Х. продолжает оставаться гл. праздником в году.

В зап. традиции Р.Х. предваряется подготовительным литург. периодом Адвента, который первоначально был временем поста. В навечерие Р.Х. (рождественский сочельник) предписывался строгий пост.

В день Р.Х. предписано совершать 3 мессы: в полночь, на заре и днем (после литургической реформы 2-й пол. XX в. может быть добавлена предваряющая их месса сочельника, присоединяющаяся к 1-й вечерне праздника). Эта традиция, отмеченная уже в Сакраментарии Гелазия (VIII в.), восходит к стациональному богослужению в Риме (в свою очередь, заимствованному из Иерусалима), при котором службы совершались в неск. местах подряд и 1-я месса служилась в базилике Св. Марии Великой (Санта Мария Маджоре), где находилась часовня Яслей (oratorium Praesepis), уподобленная базилике Рождества в Вифлееме. В позднее Средневековье сложилось толкование этих трех месс как символов «трех рождений» Христа: от Отца прежде всех веков, от Девы в ист. времени и мистически в душе верующего. В Польше и ряде др. стран Вост. Европы эти мессы называются (по их еванг. чтениям и антифонам), соответственно, ангельской, пастырской и царской (имеется в виду поклонение Младенцу ангелов, пастухов и волхвов, традиционно считавшихся царями).

Р.Х. празднуется с октавой (что сохранено и в реформированном календаре) и открывает собой Рождественское время — литург. период, продолжающийся до праздника Крещения Господня.

В визант. традиции Р.Х. предваряется 40-дненмым рождественским постом, ие имеющим, в отличие от Адвента, литург. оформления. Однако праздник предваряется предпразднством, имеющим неск. ступеней. Наиболее выделяются дни 20-24 декабря, когда имеет место нарочитое копирование некоторых структурных элементов богослужений, предваряющих Пасху. В целом же Р.Х. празднуется в византийском обряде менее торжественно, чем Пасха.

Р.Х. открывает собой 2-недельный праздничный период, на Руси получивший название святок.

В обычаях празднования Р.Х. обнаруживаются следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом, которые существовали у ряда народов Европы и были замещены Р.Х. (сатурналии у римлян, йоль у германцев и др.).

Наряду с этим в разных христ. странах в связи с Р.Х. сложилось немало паралитургических обрядов и нар. обычаев, выражающих подлинное благочестие с присущим каждому отд. народу своеобразием. В некоторых европ. странах со времен Средневековья известны литургические и религиозные драмы, разыгрывавшиеся по случаю Р.Х. Оформление рождественских вертепов в период Адвента является неотъемлемой частью празднования Р.Х. у мн. народов. Песенный фольклор, равно как и авторская поэзия и музыка, находит яркое выражение в рождественских колядках.

Р.Х. в большинстве стран воспринимается как домашний праздник, отмечаемый прежде всего в кругу семьи. Важное место в его праздновании уделяется застолью, особенно семейному рождественскому ужину, предваряющему полуночную мессу. У каждого народа с этим ужином связаны различные традиционные блюда (в ряде стран, учитывая пост в сочельник, они являются заведомо постными по составу) и собственные обычаи, напр., преломление облаток (рождественского хлеба) у народов Вост. Европы и т. п.

Почти у всех народов на Р.Х. принято обмениваться подарками. В одних странах это происходит до полуночи, в других — по возвращении с ночной мессы (а дети получают подарки только наутро).

Издавна в Р.Х. было принято украшать жилище зелеными ветвями. В последние неск. веков к ним добавился обычай украшения рождественской ели, ставший повсеместным.

С праздником Р.Х. связано появление нескольких особых жанров светской худож. культуры. Наиболее примечательный среди них — святочный рассказ, выдающиеся образцы которого создавались писателями как на Западе (Щелкунчик Э.Т.А. Гофмана, Левочка со спичками Х.К. Андерсена, Рождественская песнь в прозе и Сверчок на печи Ч. Диккенса, Лары волхвов О'Генри и др.), так и в России (Ёлка и Рождественская сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, Мальчик у Христа на ёлке Ф.М. Достоевского, Христос в гостях у мужика Н.С. Лескова, Чудесный доктор А.И. Куприна, Волхвы И.А. Бунина и др.).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 259-263.



Иконография Р.Х. формировалась согласно описанию события в Евангелии от Луки (Лк 2, 6-7), а также в апокрифических текстах: Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея. С кон. XIV в. в западно-европ. живописи использовался также текст Откровений Бригитты Шведской, посетившей Вифлеем в 1370. В вост. традиции изображение Р.Х. носит условно-символический характер. Центр композиции, как правило, занимает пещера, в которой размещены полулежащая фигура Марии и ясли с Младенцем Иисусом в пеленах. Рядом с яслями часто находятся фигурки животных: вола и осла. В нижней части изобразительного поля помешены сцена купания Младенца двумя женщинами, а также изображение сидящего Иосифа.

 

В рус. иконописи рядом с Иосифом нередко изображается старец, олицетворяющий мучившие его искушения и сомнения (икона Рождество Христово из мастерской Андрея Рублёва, нач. XV в., ГТГ, Москва). В верхней части могут быть изображения ангелов, созерцающих Иисуса и Марию, а также скачущих на конях волхвов. Иногда волхвы с дарами в руках находятся на одном уровне с пещерой, и в результате сцены собственно Р.Х. и поклонения волхвов оказываются совмещенными (икона из тетраптиха кон. XIV в., мон. Св. Екатерины на Синае). В зап. искусстве случаи подобного совмещения более редки, хотя иконографически сцена Р.Х. близка изображению Поклонения пастухов (X. ван дер Гус, Алтарь Портинари, 1475, Уффици, Флоренция). Действие происходит либо в хлеву (Федерико Бароччи, Рождество, сер. XVI в., Прадо, Мадрид), либо возле полуразрушенного строения, с фигурами животных внутри (Р. Кампен, Рождество, 1-я четв. XV в., Городской музей, Дижон). В произведениях периода Высокого Возрождения это строение часто выглядит как руины некогда величественного античного здания с арками и колоннами (А. Дюрер, Алтарь Паумгартена, 1504, Старая пинакотека, Мюнхен). Мария изображается поклоняющейся Новорожденному, на коленях, со скрещенными на груди или сложенными руками (согласно описанию Бригитты Шведской). Иосифа изображали либо молящимся вместе с Марией, либо хлопочущим по хозяйству, иногда — сидящим, уронив голову на руки (Боттичелли, Мистическое Рождество, 1501, Уффици, Флоренция). Вокруг гл. персонажей часто размещаются маленькие фигуры ангелов.

 

Н. Боровская

 

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 263-264.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024