Сакраменталии - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сакраменталии

Сакраменталии (sacramentalia), священнодейственные обряды — церк. обряды, имеющие некоторое сходство с таинствами, но таковыми не являющиеся. Согласно конст. II Ватиканского собора Sacrosanctum Conciliumо свящ. литургии, С. — это «священные знамения, которыми по некоему подобию таинств обозначаются и по ходатайству Церкви обретаются последствия по преимуществу духовные. Через них люди получают расположение к принятию первостепенного действия таинств, а различные жизненные обстоятельства освящаются» (SC 60).

Термин «С.» был введен Петром Ломбардским и в XII— XIII вв. прочно утвердился в катол. богословии, до этого самые разные обряды зачастую назывались «таинствами» (sacramenta). По мере развития схоластики и уяснения отличительных характеристик церк. таинств в качестве общего названия обрядов, не обладающих соответственными свойствами, термин «С.» представился наиболее подходящим. В Правосл. Церкви этот термин не используется, хотя отд. рус. богословы делали попытки ввести его в обиход непосредственно или в виде кальки («тайнодействия», «тайнодейственные обряды»).

Согласно учению Католической Церкви, С., в отличие от таинств, установлены не Христом, а Церковью (ср. ККЦ 1668); кроме того, в них не подается так же непосредственно, как в таинствах, благодать Св. Духа, но церк. молитвой они подготавливают человека к ее принятию и располагают к сотрудничеству с нею (ср. ККЦ 1670). Схоласт. богословие объясняет отличия С. от таинств, в частности, тем, что таинства действуют самим фактом своего совершения (ex opere operato), а С. — фактом действия Церкви (ex opere operantis Ecclesiae) и их действенность зависит не от чьей-либо личной предрасположенности, но от молитвы Церкви; однако они способны «предрасполагать к таинствам» (см. Фома Аквинский, Summa theologiae Illa, q. 65, а. 1, ad 6; q. 66, a. 10) и в любом случае направлены на них (напр., помазание катехуменов елеем, крещальные экзорцизмы и водоосвящение — на крещение, освящение алтаря — на Евхаристию и т.п.).

Можно выделить следующие группы С.: 1. Различные освящения и благословения. Их объектом могут быть как люди, так и домашние животные, природные стихии, с.-х. угодья, различные материальные вещи (предметы, вещества и т.п.), которые благословляются для их дальнейшего плодотворного использования во славу Божию и для блага людей — либо в церк. культе, либо в повседневной жизни. Благословляемые (или освящаемые) предметы и вещества могут быть как культового назначения (храм, алтарь, литург. облачения и утварь, миро, елей, крест, икона, четки, медальоны), так и бытового (дом, транспортное средство, семена, пища). Благословения могут относиться также к определенным действиям (сев, жатва, работа, учеба, путешествие). 2. Обряды посвящения людей для к.-л. служения: обряды, связанные с монашеством или иными формами посвященной Богу жизни (в т.ч. принесение монаш. обетов и посвящение дев); поставление в малые чины (в наст, время в Католической Церкви латинского обряда — в чтецы и аколиты); благословение на некоторые служения в Церкви (напр., катехетов) и т. п. 3. Экзорцизмы. 4. Заупокойные обряды (отпевание, поминовение усопших).

Традиционно большая часть С. совершалась священниками, а некоторые (напр., поставления на церк. служения) — епископами. В ходе литургической реформы после II Ватиканского собора более широкий доступ к совершению С. получили миряне: каждый крещеный призван «быть благословением и благословлять».

Характер совершения С. в большей степени, чем др. богослужений, варьируется в зависимости от местных обычаев, зачастую тесно смыкаясь с практиками нар. благочестия. «Согласно пастырским решениям епископов, сакраменталии могут отвечать потребностям, культуре и истории, присущим христианскому народу того или иного региона либо той или иной эпохи» (ККЦ 1668).

На Западе тексты С. содержались в требниках (rituale) или, в случаях обрядов, совершаемых епископом, в понтификалах. После Тридентского собора чинопоследования или молитвы осн. С. были зафиксированы в Римском требнике (Rituale Romanum), Римском понтификале (Pontificale Romanum) и Епископском церемониале (Caeremoniale Episcoporum), которые после II Ватиканского собора были существенно пересмотрены: ревизии подверглись отд. чинопоследования С., а также были включены мн. Новые.

В греч. визант. традиции тексты подобных обрядов содержались в евхологиях; в рус. традиции они вошли в состав требников, а предназначенные для епископов — в чиновники архиерейского священнослужения.

В ряде зап. языков слово «С.» используется также для обозначения освященных предметов, используемых в богослужении и личном благочестии.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 469-471.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 17 Февраля
    Dominica IV. post Octavas Epiphanie

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 720
    Сессий: 30
    Сейчас на сайте: 4





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019