Сиро-антиохийский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сиро-антиохийский обряд

Сиро-антиохийский обряд, сирийский обряд, западносирийский обряд (лат. ritus syro-antiochenus, syro-occidentalis) — один из вост. литург. обрядов. Принадлежит (наряду с маронитским и маланкарским обрядами) к западносир. группе антиох. обрядовой семьи. Является литург. обрядом Сирийской Церкви и Сирийской Католической Церкви.

С.-а.о. восходит к древней литург. практике Антиох. Церкви. Поскольку в ней же коренятся мн. особенности богослужения византийского обряда, между ним и С.-а.о. существует немало заметных сходств. Наиболее ранние литург. тексты и данные о богослужебной практике С.-а.о. сохранились в Апостольских постановлениях — памятнике, оформившемся в Антиохии в последней четв. IV в. Развитие Сир. Церкви после ее отпадения в VI в. от вселенского церк. единства проходило преимущественно на автохтонной культ, почве в среде наименее эллинизированной части сирийцев (чем обусловлено и сохранение в богослужении сир. языка, который — с зап. особенностями произношения, иногда именуемыми яковитскими, — остается осн. литург. языком С.-а.о. по сей день), с их явной тенденцией к отторжению визант. культуры. Однако С.-а.о. еще долго продолжал испытывать влияние визант. обряда, вбирая мн. его внеш. особенности, а также усваивая греч. литург. лексику (заимствование как литург. терминов, так и отд. греч. формул, иногда сложившихся уже после разделения Православной и Сирийской Церквей). Существенное влияние на С.-а.о. (как и на византийский) оказывало также богослужение Иерусалима.

Сиро-католики, хотя и внесли некоторые изменения в богослужение и заимствовали незначительные элементы из лат. обряда, сохраняют в осн. традиционные литург. установки. В богослужении С.-а.о. используется сир. язык, хотя в тех местах, где он практически неизвестен верующим, отд. части богослужения звучат на совр. языках (арабский; в диаспоре — зап. языки), особенно библ. чтения.

Структура внутр. пространства храма близка византийской. Алтарная часть отделена высокой преградой, с широкими проемами, без икон, но с завесами, которые открываются и закрываются в определенные моменты. Престол (алтарь), над которым, как правило, имеется сень (зачастую нишеобразная), не примыкает вплотную к вост. стене, чтобы имелась возможность обхода. На поверхности престола находится СИР.— плита с надписью, содержащей имя освящавшего престол епископа и дату освящения (аналог визант. антиминса); сверху постилается покров (у сиро-католиков их три). К престолу ведут 3 ступени (их священник целует в знак почитания алтаря). По традиции мужчины и женщины располагаются в разных частях храма.

Литург. утварь во мн. сходна с византийской, напр., над хлебом при совершении Евхаристии ставят звездицу (СИР.), поверх которой кладут покровец; имеется также лжица для причащения (СИР.).

В числе отличий — аналог пурификатора для очищения сосудов: он сделан из ткани, хотя название СИР.(ср. греч. σπόγγος — «губка») напоминает о том, что первоначально это была морская губка (как в визант. обряде), однако из-за отдаленности моря ее заменил др. материал (используется для очищения сосудов после причащения, а также для отирания рук после омовений, неоднократно совершаемых при служении Божественной литургии). Дискос представляет собой простое круглое металлическое блюдо. Сосуд с водой для омовений (СИР.— досл. «диакониса») находится непосредственно на престоле; там же располагается СИР.— небольшая подушечка, используемая для отирания дискоса, а также пальцев и уст священника.

Литург. облачения также в осн. совпадают с византийскими (к числу не имеющих аналогов относятся литург. тапочки СИР.[СИР.], которые надевают священники и диаконы), хотя внешне некоторые из них имеют особенности. Общим для всех священно- и церковнослужителей является стихарь (СИР., СИР.— «хитон»). Орарь подобен византийскому, однако в зависимости от степени служителя (чтец, иподиакон, диакон, архидиакон) его носят по-разному. Облачения священника включают пояс (СИР., СИР.), поручи (СИР. [СИР.] (из СИР.[СИР.])), которые, в отличие от коротких византийских, доходят до локтей, епитрахиль (СИР.— досл. «ожерелье»), фелонь (СИР.), наперсный крест и капюшон (СИР.). Как и в ряде др. вост. обрядов, в некоторые моменты богослужения священник держит в руках крест.

Епископы носят также панагию и омофор; у сиро-католических к этому добавляется еще и митра (СИР.) лат. образца.

Вне богослужений священники носят помимо рясы черную круглую шапочку СИР.(досл. «плод»). Как и в большинстве ближневост. традиций, монашествующие священники покрывают голову капюшоном из черной ткани с орнаментом в виде небольших крестов, в С.-а.о. называемым СИР.(то же слово, что «схима») или СИР. В числе особенностей одеяния епископов — красный широкий пояс поверх черной или красной рясы (однако красную рясу епископы не носят в присутствии патриарха, который всегда одет именно в красную).

Божественная литургия в С.-а.о. называется СИР.(«приношение»), или СИР.(досл. «доступ», ср. Еф 2, 18; однако может пониматься и как «приношение», от глагола qareb — «приносить», как и СИР.), или СИР.(«освящение тайн»).

Хлеб для совершения Евхаристии в С.-а.о. представляет собой лепешку круглой формы с оттиском печати в виде прямого креста, для удобства преломления: он выпекается из квасного пшеничного теста, в которое добавлено немного соли и неск. капель растительного масла (у сиро-католиков помазывается поверхность хлеба при нанесении деревянной печатью оттиска).

Структура литургии в значительной мере сходна с византийской. Приношение даров предваряет Литургию оглашенных (но, в отличие от визант. литургии, облачение священнослужителей происходит не до проскомидии, а в ее середине). Начальные обряды включают песнопение Единородный Сыне, Trisagion (Трисвятое) и процессию входа между ними, однако не содержат ектений. Литургия оглашенных традиционно состоит из 6 библ. чтений (как и в Апостольских постановлениях): Закон, Премудрость, Пророк, Аеяния (либо соборное послание), Апостол (послание ап. Павла) и Евангелие, к которым добавляются некоторые песнопения (у сиро-католиков число чтений уменьшено до двух последних). Поскольку дары приготовлены на престоле, к.-л. аналог Великого входа отсутствует. Сразу за Литургией оглашенных следует каждение, сопровождаемое песнопением, исповедание веры (Никейский символ веры без константиноп. добавлений) и некоторые обряды подготовки к анафоре, в т.ч. приветствие мира. В С.-а.о. используется сир. редакция анафоры ап. Иакова (немного отличная от греческой, входящей в состав Литургии ап. Иакова, которую изредка служат в некоторых Правосл. Церквях). Хотя нет оснований соотносить название, которое носит эта анафора, с ее реальным автором, она бесспорно очень древняя (не позже V в. в значительной части своего текста) и родственна анафоре 8-й гл. Апостольских постановлений. Еще до Молитвы Господней совершается преломление Хлеба и соединение евхарист. видов; последнее предваряется назнаменованием: священник берет одну часть преломленного Хлеба и, окунув ее край в чашу, помазывает евхарист. Кровью Христовой оставшиеся его части. При помощи лжицы священник причащается сам, беря из чаши частицу Тела Христова, затем — Кровь Христову, при этом в произносимых текстах и то и др. называется «углем» (ср. Ис 6, 6-7); лжицею же священник может преподать причастие и др. служителям; мирянам, как правило, он непосредственно рукой преподает в уста частицы Тела Христова (именуемые здесь «жемчужинами»), напоенные Кровью Христовой. Завершение литургии в осн. структуре сходно с византийской.

В отличие от некоторых др. Древних Вост. Церквей, в Сир. Церкви литургия служится не только по воскресеньям, но и по будням.

Структура богослужений др. таинств в С.-а.о. большей частью близка к византийской.

Суточный богослужебный круг состоит из 7 канон, часов: вечерня (СИР.), повечерие (СИР.), полунощница утреня (СИР.), 3-й (СИР.), 6-й (СИР.) и 9-й часы (СИР.).

Литург. год начинается в октябре (это восходит к летосчислению в селевкидской Антиохии) с воскресенья Освящения храма (возможно, в основе — освящение базилики в Эдессе в 313). Пятница после Пасхи является праздником Всех исповедников (фактически — соборное празднование всех святых).

Для неподвижных празднований долгое время использовался юлианский календарь, однако в XX в. в Сир. Церкви в ряде мест стал осуществляться переход на новый стиль; с 1955 григорианский календарь был введен повсеместно, за исключением Св. Земли. Пасхалия везде юлианская.

У сиро-католиков в календарь внесены некоторые изменения и дополнения, делающие его более похожим на календарь рим. обряда, восприняты также некоторые из лат. практик благочестия (напр., поклонение Св. Дарам).

С.-а.о. унаследовал от древней Сирии богатейшую муз. и поэтическую культуру, в т.ч. традицию гимнографии, восходящую к Ефрему Сирину; строфические гимны, сочиненные им и др. известными сир. песнописцами, поются в ряде мест литургии (при каждении, преломлении Хлеба и причащении), а также в конце некоторых часовых служб. Иногда пение сопровождают металлические ударные инструменты.

В Средние века в мафрианате Востока (Месопотамия) оформился особый извод С.-а.о., который принято называть тикритским, со временем вышедший из употребления. В новое время др. извод С.-а.о. в Индии постепенно развился в отд. литург. обряд — маланкарский.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 817-820.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024