Сол\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Соль

Соль (евр. melah, греч. άλς, лат. sal)— хлорид натрия (NaCl), вещество, играющее важную роль в метаболизме человеч. организма; многозначный символ, в т.ч. Христианский.

С. в литургии. В зап. христ. литург. традициях известно использование С. в некоторых обрядах.

В рим. традиции чин крещения включал в себя обряд преподания С. (porrectio salis), когда при крещальных экзорцизмах священник клал на язык крещаемого крупицу С., символизирующую «соль мудрости». Этот обряд коренится в древнем обычае давать С. катехуменам в различные моменты их оглашения, засвидетельствованном рядом ранних христ. письменных памятников Сев. Африки (напр., у Августина, Исповедь I, II ) и восходящем, по-видимому, к языческому рим. обряду, который совершался над младенцами на 8-й день жизни: крупицы С. влагались им в уста с целью изгнания злых духов. В ходе реформирования чина крещения в латинском обряде во 2-й пол. XX в. обряд преподания С. был упразднен как не имеющий существенного значения. Тем не менее рим. литургия сохранила (хотя и факультативно) традиционное употребление С. при освящении воды для крещения и некоторых др. обрядов (напр., окропления в начале мессы). В таких случаях С. предварительно освящается особой молитвой, которая содержит упоминание того, как пророк Елисей бросил С. в источник, чтобы сделать воду в нем здоровой (4 Цар 2, 19-22); затем эта С. всыпается в освященную воду. В рим. традиции существовал также обычай освящения епископом т.н. воды св. Григория (для освящения алтарей), в которую помимо С. добавлялись пепел и вино (текст молитвы восходит к Сакраментарию Григория Великого). Однако в ранней литург. практике Рима использование С. при освящении воды не засвидетельствовано; возможно, оно имеет вост. происхождение (косвенные свидетельства позволяют предполагать, что в древности похожие действия совершались в армянском, коптском и эфиопском обрядах).

Помимо этого, в приложении к дореформенному Римскому требнику есть 2 молитвы освящения С.: для животных (ввиду распространенных у мн. народов обычаев скармливать С. домашним животным с целью избавления и ограждения их от недугов и злых сил); вместе с водой и хлебом — в честь св. Губерта (по нар. обычаю такая С. применялась, в частности, для ограждения от укуса собаки).

Обычай освящения воды и С. в торжество Богоявления по сей день популярен в ряде регионов, напр, в Австрии, где в пастырской практике он толкуется с учетом разных аспектов библ. символизма С. В некоторых странах Центр, и Вост. Европы освящение С. — один из элементов благословения пасхальной пищи. Существует также обычай использования священниками неосвященной С. для отирания пальцев после совершения помазаний.

В армян. традиции освященная священником С. используется в обряде заклания животного, мясо которого раздается в качестве милостыни, именуемом матах. С. в данном случае рассматривается как символ чистоты и призвана ритуально очистить животное. В той же традиции при освящении дома в нем освящают хлеб, воду и С.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 988-990

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024