Страстная неделя - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Страстная неделя

Страстная неделя — неделя перед праздником пасхи.

Термин «С.н.» используется рус. католиками латинского обряда; в офиц. правосл. словоупотреблении используется термин «Страстная седмица». Традиционное название С.н., запечатлевшееся и в церковнослав. богослужебных книгах, — «Святая и великая седмица» (греч. ή Αγία και Μεγάλη έβδομάς; лат. Hebdomada, Hebdomas Sancta, Maior Hebdomada). В латыни уже в раннее Средневековье засвидетельствовано также название Hebdomada Authentica (досл. «Достоверная неделя»), сохранившееся в амвросианском обряде. Вместе с тем появление в среде рус. православных наименования «Страстная» не лишено оснований, т.к. полное греч. название этой недели — ή Αγία καί Μεγάλη έβδομάς των Παθών του Κυρίου ήμών Ίησοϋ του Χριστού (Святая и великая седмица Страстей Господа нашего Иисуса Христа). Поскольку в традиции римского обряда в Средние века сложилась практика посвящать особому воспоминанию Страстей Христовых последние 2 недели перед Пасхой, 5-е (предпоследнее) воскресенье Великого поста стало называться Dominica de Passione, Dominica Passionis (воскресенье о Страстях, воскресенье Страстей), а открывающаяся им неделя — Hebdomada in Passione (неделя на Страсти): именно так это закрепилось в богослужебных книгах, официально утвержденных после Тридентского собора. Наряду с этим применительно ко всему двухнедельному периоду, предваряющему Пасху, зачастую использовался термин Tempus Passionis (Страстное время), который зафиксирован в период литургической реформы в последнем издании тридентского Римского миссала (1962), осуществленном уже после обнародования в 1956 реформированного чинопоследования С.н.: здесь 5-е воскресенье Вел. поста названо Dominica I Passionis (1-е воскресенье Страстей), а Вербное воскресенье — Dominica II Passionis seu in Palmis (2-е воскресенье Страстей, или Пальмовое воскресенье); последнее прежде не содержало в своем названии никакой связи со Страстями. После реформирования в 1969 рим. календаря 5-я неделя Вел. поста утратила наименования, связанные со Страстями, а Вербное воскресенье стало называться Dominica in Palmis de Passione Domini (Пальмовое воскресенье о Страстях Господних).

Во мн. христ. традициях С.н. является временем особого литург. воспоминания последних дней земной жизни Иисуса Христа — от Его мессианского входа в Иерусалим для добровольного принятия страданий ради спасения мира вплоть до Его Страстей, смерти на кресте, погребения, а также сошествия в ад.

По-видимому, С.н. не была известна христианам первых веков, а появилась только в IV в. в Иерусалиме, ставшем в правление имп. Константина I Великого важнейшим центром паломничеств. Места города и его окрестностей, традиционно связанные с еванг. событиями, сделались объектами почитания. Богослужение в Иерусалиме было стациональным; его осуществлял епископ города, причем в определенные дни и периоды церк. календаря службы происходили в разных святых местах (святые места Палестины); переход верующих от одной святыни к другой осуществлялся в виде организованных процессий.

Наиболее раннее описание С.н. в Иерусалиме содержится в Паломничестве Эгерии (кон. IV в.), где подробно отражена практика 380-х. Особые богослужения «Великой недели» открывались в субботу перед воскресеньем Входа Господня в Иерусалим службой в память о воскрешении Лазаря, которая начиналась в том месте, где сестра Лазаря Мария (Марфа и Мария) встретила Иисуса; затем процессия следовала к гробнице Лазаря в Вифании, где совершалась еще одна служба с гимнами, псалмами и соответствующими библ. чтениями, которая завершалась возвещением приближающейся Пасхи. В каждый из последующих дней совершались службы, большая часть которых начиналась на Масличной горе и продолжалась в др. святых местах, завершаясь люцернарием в Анастасисе (часовне Воскресения над Гробом Господним). В четверг пополудни народ собирался в базилике Мартирион; там совершалась Евхаристия, затем следовала 2-я Евхаристия в месте, именуемом «За Крестом»; серия служб завершалась в Анастасисе. После короткого ужина все направлялись на Масличную гору для пения гимнов и псалмов, чтений и молитв вплоть до глубокой ночи, когда совершалась процессия в санктуарий, построенный на месте вознесения Христа; там пение гимнов продолжалось, «пока не пропоет петух»; затем процессия спускалась в церковь на месте Гефсиманского борения Иисуса (Гефсимания). Там совершалась короткая служба воспоминания, и процессия двигалась к месту взятия Иисуса под стражу для еще одной короткой службы. Наконец процессия возвращалась в атриум «У Креста», где читался еванг. фрагмент о суде Пилата. Хотя этот круг богослужений длился примерно 14 ч до рассвета следующего дня, некоторые верующие отправлялись еще в Сион для службы у Колонны бичевания. Следующий круг богослужений начинался поздним утром в пятницу с поклонения Кресту Господню и др. реликвиям, длившегося до полудня. В атриуме совершалась служба с чтением Страстей, перемежавшимся молитвами и псалмами, затем молитвенное богослужение совершалось в Мартирионе, за которым следовала короткая служба в Анастасисе, завершавшаяся к вечеру. В субботу вечером начиналось пасхальное бдение, длившееся до утра.

В Паломничестве Эгерии богослужения С.н. описаны еще не как последовательное воспоминание еванг. событий. Т.н. Армянский лекционарий, отражающий литург. практику Иерус. Церкви 1-й пол. V в., демонстрирует значительно большее соответствие богослужений С.н. конкретным местам и событиям еванг. истории. С V в. наметилась отчетливая тенденция, с одной стороны, к последовательной передаче событий свящ. истории в соответствующие им временные промежутки, а с др. стороны — к экономии времени и пространства: процессии укорачивались, одни службы включались в другие и т.п. Этот процесс в Иерусалиме в осн. завершился в VIII в. В то же время складывавшийся там круг богослужений С.н. в том или ином виде был заимствован большинством др. Церквей, где приобретал собственные черты.

Хотя в осн. христ. традициях принято считать С.н. завершающим этапом Вел. поста, первоначально она представляла собой отд. период, который в ряде памятников раннего Средневековья именовался Пасхальным постом.

В визант. традиции С.н. входит в состав Вел. поста, но в строгом смысле она не включается в Четыредесятницу, завершающуюся в пятницу перед Вербным воскресеньем. Лишь в последние века в русско-визант. традиции богослужения С.н. (с добавлением Лазаревой субботы, предваряющей Вербное воскресенье, вплоть до Святой субботы включительно) стали на уровне богослужебных книг вводиться в круг Триоди постной (первоначально они входили в Цветную триодь). В рим. обряде эта неделя вошла в состав Четыредесятницы, однако в реформированном календаре время Вел. поста заканчивается к вечеру Великого четверга, которым открывается Свящ. Пасхальное триденствие.

Вербное воскресенье во всех литург. традициях представляет собой торжественное воспоминание входа Господня в Иерусалим; в зап. литург. обрядах оно посвящено также воспоминанию Страстей Христовых в целом.

В отличие от Вербного воскресенья и последних 3 дней С.н., когда вспоминаются Тайная вечеря, Гефсимайское борение, взятие Иисуса под стражу, суд над Ним, Его крестный путь, распятие, смерть и погребение, а также Его сошествие в ад — т.е. события, которые известны с точностью до дней недели или даже до времени суток, первые три будних дня С.н. не дают возможности для точной привязки к конкретным еванг. событиям, происходившим между входом в Иерусалим и Тайной вечерей. Тем не менее в некоторых литург. обрядах каждый из этих дней связан с воспоминанием к.-л. эпизода из соответствующих глав Евангелия.

При всех отличиях богослужений и паралитург. обрядов С.н. в различных литург. традициях общим для большинства из них оказывается ряд черт, восходящих к ранней иерус. практике, прежде всего чтение Страстей Христовых, не только в виде отд. фрагментов, но и целиком по одному из Евангелий. Др. чертой, общей для разных литург. традиций, является обилие в богослужениях и паралитург. обрядах С.н. процессий как зримого выражения сопутствия верующих Христу. В русско-визант. традиции это вынос плащаницы на вечерне Страстной пятницы, а также крестный ход с плащаницей в конце Чина погребения Иисуса Христа на утрене и венчающий С.н. крестный ход по завершении пасхальной полунощницы, по окончании которого начинается пасхальная утреня. В богослужении рим. обряда это процессия с ветвями в Вербное воскресенье и процессия переноса Святых Даров на отд. алтарь в Вел. Четверг.

Нар. благочестие в разных странах, особенно на Западе, породило в Средние века и Новое время многочисл. паралитург. практики, связанные со С.н., часть которых тесно смыкается с богослужением Церкви. Некоторые из них также содержат процессии. Наивысшего развития процессии С.н. достигли в Юж. Испании в период Контрреформации, откуда вскоре распространились в др. регионы. В ряде городов Испании (особенно в Севилье) и Италии, а также Сев. и Юж. Америки традиции проведения таких процессий сохраняются по сей день. Процессии, строго распределенные по дням церк. календаря, а также времени и местам проведения, тщательно подготавливаются церк. братствами (в Севилье их более 50); большинство братств имеет многовековую историю и собственные ревностно соблюдаемые традиции. Важнейшие элементы этих процессий — пасо (исп. paso — «шаг») — обильно декорированные огромные платформы, на которых установлены деревянные фигуры, изображающие сцены еванг. истории или отд. персонажей.

В ряде регионов существуют также обычаи разыгрывать на С.н. мистерии, посвященные Страстям Христовым. Подобные традиции, восходящие к Средним векам, известны и за пределами Европы; напр., они популярны на Филиппинах, где наряду с мистериальными представлениями Sinakulo существует обычай совершать т. н.

Pabasa nang Pasyon («Чтение Страстей»), когда верующие попеременно читают нараспев Поэму о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, написанную в нач. XVIII в. свящ. Гаспаром Акино де Беленом, непрерывное исполнение которой занимает ок. 24 часов.

В числе всемирно распространенных и наиболее прочно вошедших в церк. жизнь паралитург. обрядов — Крестный путь, а также во многом подобный ему [Скорбный] Материнский путь (Via Matris [dolorosa]), в котором внимание верующих сосредоточено на причастности Преев. Девы Марии к Страстям Христовым. С Богородицей связан и ряд др. практик нар. благочестия, осуществляемых на С.н., напр. Planctus Mariae (Плач Марии), Час Безутешной, в странах Лат. Америки более известный под названием El pesame (исп. «сострадание»), и др.

У некоторых народов Центр. и Вост. Европы существует обычай оформления в храме места, изображающего гробницу, где покоилось тело Иисуса, куда вечером Страстной пятницы и в Святую субботу приходят верующие для почитания Гроба Господня.

В целом практики нар. благочестия, вошедшие в обычаи С.н., оказались на Западе значительно более популярными, чем собственно богослужения этого периода. Поэтому в ходе литург. реформы Католическая Церковь преобразовала богослужение С.н. так, чтобы оно в большей мере выполняло свое назначение, а паралитург. обряды С.н. сделала теми средствами, которые помогают верующим ценить собственно литургию.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1126-1130

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024