Свеча - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Свеча

Свеча (древнеевр. ЕВР, греч. κηρίον, κανδήλα, лат. candela, cereus) — светильник из твердого легкоплавкого горючего материала, приводимого в расплавленном виде к пламени посредством фитиля. Обычно форма С. цилиндрическая. Материалами для изготовления С. с древних времен являются пчелиный воск или жир животного происхождения; в последние века С. изготавливаются также из синтетических материалов (парафин, стеарин и др.).

Как и др. светильники, С. с древности имела во мн. культурах не только утилитарное, но и символическое значение (сочетая в себе многообразие ассоциаций, связанных со светом и огнем), а потому широко употреблялась в ритуалах различных религий. В христ. культе использование С. известно по меньшей мере с III в.

Распространенный в наши дни у христиан различных конфессий обычай ставить С. в храме или др. сакральном месте с молитвенным намерением имеет отчасти утилитарное происхождение: первоначально степень освещенности храма во время богослужений зависела от количества С. и масла для лампад, которые верующие приносили в качестве натурального пожертвования. Практич. происхождение имеют также обычаи совершения священнослужителями отд. моментов богослужения с зажженной С. в руке или в сопровождении служителей, держащих С.: в большинстве своем это моменты пребывания священнослужителя в отдалении от алтаря, где располагались стационарные светильники. С первых веков утилитарное предназначение С. в богослужении дополнялось символизмом С.: свет Христа и веры, сияние истины, горение устремленного к Богу сердца и др.

В местных традициях христ. мира сложились различные способы расположения С. как элементов освещения храма. В зап. традиции особое место принадлежит алтарным С., которые в раннее Средневековье, по-видимому, располагались за алтарем, но с XI в. ставятся на алтаре. Число С., горящих на алтаре во время богослужения, варьировалось в зависимости от степени торжественности службы. С XVI в. наличие 6 подсвечников стало нормой устроения алтаря, действовавшей вплоть до литургической реформы 1969. Согласно ныне действующим правилам, при совершении мессы «на алтарь или около него ставятся по меньшей мере два подсвечника с зажженными свечами. Их может быть четыре или шесть; в случае, если служба совершается правящим епископом — семь» (Общее наставление к Римскому миссалу, п. 117).

Вне алтарной части храма С. чаще всего ставятся перед иконами и др. святынями. На правосл. Востоке широко распространен крупный металлический напольный подсвечник для большого числа С., зачастую с лампадой посередине, — поникадило (ср.-век. греч. πολυκάνδηλον, πολυκάνδηλονα: от πολυ «много-» и κανδήλα — «светильник»), или паникадило (последнее название представляет собой искажение первого). В Средние века в крупных храмах стали появляться также висячие подсвечники для большого числа С. На Западе это первоначально крестообразные, а затем и круглые в плане люстры. В рус. правосл. традиции подобная люстра также называется паникадилом.

В числе особых случаев использования С. в богослужении римского обряда: зажжение пасхальной С., или пасхала; при совершении таинства крещения — погружение пасхала в купель при освящении воды и вручение неофитам горящей С. с призывом нести свет Христа; освящение в праздник Сретения Господня С., символизирующих «свет к просвещению язычников» (ср. Лк 2, 32); в период Адвента зажжение перед алтарем 4 свечей (число горящих С. соответствует порядковому номеру недели Адвента); использование на темной утрене треугольного подсвечника с 15 С., которые в ходе этого богослужения гасятся одна за другой, так что храм постепенно погружается во мрак; при отпевании установление рядом с гробом усопшего горящего пасхала и др. С. в качестве напоминания о крещальных обетах усопшего и символа надежды на вечную жизнь. В прошлом при экскоммуникации ее провозглашение сопровождалось тушением горящей С. (напротив, при снятии экскоммуникации примиренному с Церковью вручалась горящая С.).

В визант. традиции особо выделяется использование при архиерейском священнослужении двух подсвечников, в одном из которых — 2 перекрещивающиеся С., а в другом — 3 — соответственно, дикирий и трикирий (общее греч. название обоих — τα δικηροτρίκηρα): ими епископ торжественно благословляет верных в некоторые моменты богослужения. Особый подсвечник для 3 С. — «пасхальная троица» — священник держит в руке на службах Светлой седмицы.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 565-567.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7269
    Сессий: 4
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024