Утреня - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Утреня

Утреня (греч. ὄρθρος, лат. matutinum, laudes matutinae) — одно из богослужений суточного круга (литургия часов).

В большинстве литург. традиций У. рассматривается как одна из двух (наряду с вечерней) важнейших часовых служб, получивших в литургике наименование великих часов. Это отношение восходит к первым векам христианства, когда общинная молитва верующих помимо Евхаристии в осн. ограничивалась ежедневной утренней и вечерней хвалой Богу. Значение У. в суточном богослужебном круге подчеркивается Учительством Католической Церкви: «Утреня как молитвы утром и Вечерня как молитвы вечером по священной традиции всей Церкви должны считаться стержнем ежедневной Литургии часов и совершаться соответственно» (SC 89а). У., как явствует из мн. ее элементов, направлена на то, чтобы освящать утро (ср. Общее наставление Литургии часов 38) как начало светлого времени суток и естественного периода бодрствования людей. Этот литург. час, совершаемый с первыми лучами нового дня, также напоминает о воскресении Христа — Света истинного, просвещающего всякого человека, и Солнца правды, восходящего свыше (там же; ср. Ин 1, 9; Мал 4, 2; Лк 1, 78).

В тримском обряде У. традиционно именовалась часовая служба, функционально соответствующая полунощнице в ряде вост. обрядов. Эта монаш. служба начиналась примерно в 2 ч пополуночи и заканчивалась еще до рассвета. У. имела следующий порядок: после тайного чтения осн. молитв (Молитва Господня, Ангельское приветствие и Апостольский символ веры) следовало предначинание; затем, после гимна, варьировавшегося в зависимости от празднования или литург. времени, совершался ноктурн, состоявший из трех псалмов с антифонами, сопровождавшихся тремя чтениями; в воскресенья и большие праздники У. содержала 3 ноктурна: чтения 1-го обычно брались из внеевангельских книг Писания, 2-го — из христ. авторов или житий святых, 3-го — из Евангелия; в каждом из ноктурнов обычно имело место последовательное продолжающееся чтение (lectio continua) небольших фрагментов текста.

По воскресеньям (кроме Адвента и Великого поста) У. завершалась гимном TeDeum.К позднему Средневековью утвердилась практика непосредственно после У. совершать следующий литург. час — лауды, исходно служившиеся на заре, так что вместе они стали фактически единым богослужением. Параллельно возникла тенденция переносить У. вместе с лаудами на вечер накануне (за исключением отд. монаш. орденов, придерживавшихся принципа четкого временного соответствия каждой из часовых служб).

Неповторимым по ряду особенностей богослужением была Тёмная У. (Tenebrae),представлявшая собой соединение У. и лаудов в последние три дня Страстной недели (название объясняется тем, что во время этой службы храм постепенно погружался во мрак).

В результате литургической реформы, осуществленной после II Ватиканского собора, некоторые элементы У. и лаудов были объединены в целостное богослужебное последование (ранее аналогичное соединение было проведено англиканами) — хвалы утренние (laudes matutinae); однако в некоторых языках по отношению к нему используется то же слово, каким прежде именовалась У. (рус. католики обычно называют это богослужение просто У.). Др. элементы дореформенной У. были трансформированы в особое богослужение суточного круга, именуемое Часом чтений (Officium lectionis), которое может предварять У., но может совершаться и в иное время суток, будучи присоединено к др. литург. часу. В прежнем виде У. сохранилась только в традиционалистских общинах — как схизматических, так и находящихся в общении с Апост. Престолом, но совершающих богослужения по экстраординарной форме рим. обряда.

Структура реформированного последования У. такова: гимн; 2 псалма, между которыми читается песнь из ВЗ; краткое библ. чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Захарии с антифонами; прошения, которыми день посвящается Господу; Молитва Господня; заключительная молитва и отпуст (все тексты, кроме Песни Захарии, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые: они берутся из Четырехнедельной Псалтири или из частного последования литург. Празднования).

Ввиду пожелания отцов II Ватиканского собора, чтобы по мере возможности каждый из литург. часов соответствовал своему действительному времени (ср. SC 88), совр. католики рим. обряда стремятся избегать того, чтобы совершать У. не в утреннее время суток.

В византийском обряде в составе У. выделяются 4 гл. части. В 1-й части после начального возгласа, предначинательных молитв (которые в ряде случаев могут пропускаться) и благословения священника следует чтение Пс 19 и 20 и пение тропарей; в это время совершается каждение храма. Далее читается Шестопсалмие (Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142), во 2-й половине которого священник читает 12 «тайных» молитв. Далее Великая ектения завершается пением Бог Господь и соответствующими тропарями. Символика этой части выражает покаяние и осознание грехов.

2-я часть У. призвана постепенно возвести молящихся от грустно-покаянного настроения к радости и хвале. Она состоит из чтения кафизм (фрагментов Псалтири) и, в воскресенья и праздники, Полиелея (на воскресной У. после пения стихов из Пс 134 и 135 звучат тропари Ангельский собор; тем временем предстоятель совершает каждение всего храма), который увенчивается чтением Евангелия.

Основу 3-й части У. составляет чтение и (или) пение канона, представляющего собой особый гимнографический жанр. В каноне вспоминаются и прославляются свящ. события или лица, память которых приходится на данный день. Перед последней песнью канона поется Песнь Богородицы с рефреном Честнейшую херувим после каждого стиха (в это время диакон или священник совершает очередное каждение храма).

Во время 4-й части У. читается или поется Великое славословие, за которым следуют хвалитные стихиры, перемежающие стихи Пс 148-150, две ектении и отпуст.

Различаются У. вседневная и праздничная. В практике рус. правосл. традиции последних веков У. зачастую совершается накануне, сразу после вечерни, что обусловлено исторически сложившимся вытеснением на Руси Студийского устава (стремившегося к большему соответствию богослужений суточного круга тому времени суток, на которое они изначально предписаны) иерусалимским, с его тенденцией к соединению двух вел. часов во всенощное бдение. В ходе ист. развития такие бдения существенно сократились и сместились на вечер. В рус. правосл. практике всенощное бдение обычно совершается в канун воскресных и праздничных дней. В греч. традиции, а также в большинстве общин католиков визант. обряда У. обычно совершается отдельно от вечерни, в исконно соответствующее ей время суток; Божественная .литургия зачастую предваряется У.

Пасхальная У., совершаемая в пасхальную ночь (устаревшее разговорное название — заутреня), начинается после крестного хода с благословения в притворе и затем служится в храме: она отличается рядом внеш. особенностей, составом текстов, большей динамичностью и отсутствием мн. обычных для У. элементов. В дни Светлой седмицы пасхальная У. имеет несколько сокращенный вид.

Тексты У. в части, предназначенной для священнослужителей, находятся в Служебнике; песнопения, псалмы и молитвы, исполняемые чтецами и хором, содержатся в Часослове, Октоихе (либо Триоди или Минее праздничной) и Псалтири следованной; общее руководство по совершению У. изложено в Типиконе (гл. 1-5, 9).

По структурному типу У. составлены дополнительные богослужения, напр. молебен и отпевание, а также типологически примыкающая к нему и являющаяся его модификацией панихида.

о. Р. Колупаев, П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1629-1632.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024