Великий Четверг - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Великий Четверг

Великий Четверг (лат. Feria Quinta Hebdomadae Sanctae) - четверг Страстной недели, день особого литург. воспоминания Тайной вечери, на которой Иисус Христос установил таинства Евхаристии и священства.

Уже в V в. в Александрии епископ в В.ч. освящал миро, необходимое для таинств крещения и миропомазания (связываемого с еванг. эпизодом помазания Иисуса в преддверии Страстей Мф 26, 6-13). В V-VI вв. этот обычай установился в Галлии, а в VI-VII вв. благословение мира и др. видов елея было включено в мессу В.ч. и в Риме, где стало торжественным обрядом: Папа совершал его, окруженный многими священниками и диаконами. Благословение елея заняло центр. положение в единственной мессе В.ч., оставив на втором плане ее первоначальный смысл воспоминания Тайной вечери. Это было исправлено установлением в 1965 в лат. обряде отд. утренней мессы В.ч. - мессы освящения елея (которая по практич. соображениям может служиться с понедельника по среду Страстной недели). На ней епископ в сослужении со священниками, представляющими всю епархию, освящает различные виды елея (елей для таинства елеосвящения - обычно перед завершением евхарист. молитвы, миро и елей для крещения - после причащения), и происходит обновление священнических обетов. Месса напоминает об установлении таинства священства и подчеркивает единство духовенства епархии во главе с епископом.

Вечерняя месса В.ч. - воспоминание установления Евхаристии - открывает Пасхальное триденствие. В Средние века эта месса (единственная месса В.ч.) в приходах переместилась на утро, но с 1956 вновь совершается в вечернее время. С древних времен верным рекомендуется причащаться на этой мессе.

В память омовения Иисусом ног ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15) с VII в. (первоначально в Испании) утвердился обычай литург. омовения епископом или аббатом ног 12 верным на мессе В.ч.; с XII в. обычай омовения Папой ног беднякам существовал и в Риме. С 1956 этот обряд совершается не только в епископских и аббатских храмах, но и во всех церк. общинах.

На мессе В.ч. освящают большое количество запасных даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не служится. С XI в. эти дары уносятся не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы. Этот перенос даров, символизирующий заключение Христа в темницу осуществляется во время торжественной процессии в конце мессы. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало. Этот обычай, упоминающийся еще в VIII в., символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 891-893.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024