Вербное Воскресен\ье - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье (лат. Dominica in palmis de Passione Domini - Пальмовое воскресенье Страстей Госопдних; старослав. название - Неделя ваий, т.е. Воскресенье пальмовых ветвей) - праздник, открывающий Страстную неделю и посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Литургия праздника выражает мессианскую славу Иисуса Христа, неотделимую от Его страданий и смерти.

В лат. обряде праздничной мессе В.в. предшествует процессия с ветвями, начинающаяся вне храма: после благословения ветвей и еванг. чтения о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. Вначале в этой процессии использовались пальмовые и оливковые ветви, в сев. странах - ветви более доступных деревьев (у большинства слав. народов - ветви вербы - едва ли не единственного дерева, распускающегося к этому времени), а также букеты из трав и цветов (откуда бытовавшее у многих народов в прошлом название праздника "Цветочное воскресенье": лат. Dominica florida, англ. Flower-Sunday, нем. Blumensonntag). В некоторых странах существует обычай постилать ветви на пути процессии. В ходе самой мессы читается описание Страстей Господних по одному из синоптических Евангелий: согласно традиции это могут делать неск. человек по ролям.

Процессия В.в. воспроизводит торжественный вход Иисуса в Иерусалим и восходит к литург. практике Иерус. Церкви IV в., когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после ряда гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых еванг. описанием входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы с рефреном: "Благословен грядущий во имя Господне". В V-VI вв. этот обряд переняли др. Церкви Востока, в частности Константинопольская. Первые упоминания о его проникновении на Запад относятся к VII в. Со временем появился обряд благословения ветвей, предваряющий процессию. Впервые этот обряд зафиксирован на Западе в римско-герм. понтификале X в.; в нем уже встречается гимн Теодульфа Gloria. laus et honor (Слава, хвала и честь), исполняемый по сей день.

В Средние века в зап. странах были распространены обычаи нести во главе процессии книгу Евангелия, крест, Святые Дары (в Англии и Нормандии), деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа (в Германии). В Милане Христа символически представлял архиепископ на коне; красочный обряд "шествия на осляти" на В.в. существовал и в допетровской Руси: сам царь вел под уздцы коня, на котором восседал патриарх.

Ю. Рубан, П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 930-932.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024