Катехуменат - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Катехуменат

Катехуменат (позднелат. catechumenatus, от греч. κατηχούμενος) — происходящая в Церкви подготовка катехуменов к принятию крещения и др. таинств христ. посвящения, носящая институциональный и ступенчатый характер и включающая участие в жизни христ. общины и литург. обрядах. В наст, время К. означает также процесс укрепления и углубления веры (подготовка взрослых, крещенных в детстве, к миропомазанию и Евхаристии). В рус. правосл. традиции К. называется «оглашением».

В ранней Церкви. К. был первичной формой катехизации и включал следующие элементы: вероучительный (разъяснение истин веры, библ. истории спасения, содержания и смысла церк. таинств), нравственный (введение в практику христ. жизни, покаяния и молитвы) и обрядовый (участие в литург. обрядах). Уже в НЗ встречаются упоминания о наставлениях перед крещением (Деян 8, 37). В Дидахе говорится также о практике поста перед крещением, а Юстин Философ к важным элементам К. относит избрание стиля жизни в соответствии с принятым учением, практику молитвы и покаяния. По свидетельству Тертуллиана, К. состоял из двух этапов. На 1-м этапе катехумены слушали проповеди, проходили испытания(scrutinia), каялись в грехах и принимали решение жить во Христе. Важнейший элемент катехизации этого периода — «исследование Писаний», т.е. христоцентрическое толкование книг ВЗ.

2-й этап был менее продолжительным, но более интенсивным. Ежедневные занятия часто проводил сам епископ, в завершение их возлагая руки на катехуменов и молясь за них; катехумены отрекались от сатаны и «духа идолопоклонства». Подготовка к крещению включала посты, участие во всенощных бдениях, публичную исповедь (Тертуллиан, De baptismo).В период гонений на христиан решение о принятии крещения часто грозило ссылкой и конфискацией имущества, а иногда смертной казнью, поэтому Церковь во избежание отступничества предъявляла к катехуменам довольно строгие требования. Согласно Traditio apostolica (15-21), предварительное собеседование перед вступлением в К. включало исследование чистоты намерения и способности восприятия слова Божьего, о которой свидетельствовал поручитель. Если профессия человека была связана с практикой языческих культов, он не принимался в число «слушающих». Период 3-летней систематической катехизации заканчивался исследованием поступков кандидатов (свидетельство поручителя и здесь играло решающую роль) и допущением их к следующему этапу, длившемуся в течение Великого поста.

К. был связан с различными литург. обрядами, которые сформировались к нач. III в. В 3-годичный К. входили: общая молитва катехуменов по окончании катехизации (по образцу молитвы верных), возложение рук учителя и экзорцизмы. Согласно Тертуллиану, во время 2-го подготовительного этапа кандидаты публично отрекались от идолопоклонства (De spectaculis13), участвовали в общих молитвах, постились и пребывали в ночных бдениях, соединенных с размышлением над словом Божиим (De baptismo20); перед крещением, в навечерие Пасхи, публично отрекались от сатаны и исповедовали веру, после чего следовало торжественное участие в экзорцизме с возложением рук епископа, дуновение в лицо (exsufflatio,ср. Быт 2, 7), осенение «печатью» креста чела, ушей и ноздрей, всенощное бдение, сопровождавшееся чтением Писания и молитвой и оканчивавшееся совершением таинства крещения.

К. на Западе допускал определенные модификации: смягчение (сокращение срока К. до 2 лет для выражавших усердие и менявших стиль жизни, а также по причине болезни) либо ужесточение (продолжение срока до 5 лет и даже до конца жизни — в случае тяжких грехов).

Обряд принятия в К. состоял из осенения знаком креста, дуновения в лицо, экзорцизма и возложения рук, а также передачи освященной соли (sacramentum salis). Непосредственная подготовка начиналась с избрания (electio)и записи нового имени катехумена. В 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Вел. поста в торжественной обстановке проходили испытания, сопровождавшиеся молитвами в молчании и тишине. Так же проходил обряд передачи Символа веры и Молитвы Господней (traditio Symboli, traditio Orationis Dominicae)и их возврат через неделю (redditio),т.е. за неделю до Пасхи или накануне крещения, в Великую субботу, в виде провозглашения исповедания веры перед всей общиной местной Церкви. В Зап. Церкви в Святую субботу, перед последним экзорцизмом, проходил обряд еффафа (арам. АРАМ.древнеевр. ЕВР.— «отверзись», греч. έφφαθά, лат. eppheta; ср. Мк 7, 32-34), представляющий собой помазание елеем ушей и ноздрей крещаемых, чтобы они не оставались глухими к слову Божьему и вдыхали «Христово благоухание» (ср. 2 Кор 2, 15).

Средние века и Новое время. В связи с обшественно-полит. и культ, переменами, в т.ч. распространявшейся практикой крещения младенцев, ин-т К. утратил первоначальное значение. Катехизация была упразднена.

Тексты молитв К. были перенесены в обряд крещения. Для взрослых испытания перед крещением с воскресенья были перенесены на др. дни Великого поста и их количество увеличено до 7 (каждую среду, пятницу и субботу 3-й и 4-й недель Вел. поста, а также в Вел. субботу). Изданный после Тридентского собора Rituale Romanum Папы Павла V (1614) обращался к древней литургии К., но катехизация не включала огласительных занятий. Обучающую роль стала играть литургия.

В связи с Великими геогр. открытиями и развитием миссион. деятельности подготовка к крещению на некоторых терр. приобретала своеобразную форму. Лимский синод для подготовки к крещению определял 30 дней. В Гоа специально для катехуменов (отдельно для мужчин и женщин) были открыты дома, где они находились последние дни или недели К. для более тщательной подготовки к таинству крещения. В Африке был введен 2-ступенчатый К., рассчитанный на 4 года.

Совр. практика К. в Католической Церкви. В результате секуляризации об-ва в XX в. увеличилось число желающих креститься в сознательном возрасте, из-за чего возникла необходимость организации К. в епархиях и центрах пастырского попечительства.

II Ватиканский собор (SC 64, 65) рекомендует возврат к многоступенчатому К. взрослых. Общее катехетическое руководство рассматривает К. в двух аспектах, частном и общем. Задача первого — подготовка кандидатов к крещению, введение в рел. и литург. жизнь, приобщение к делам милосердия и апостольства благодаря включению в различные формы церк. служения. В странах миссион. служения «допускаются те или иные элементы введения (инициации) в христианство, которые используются у каждого народа, в той мере, в которой они могут быть приспособлены к христианскому обряду» (SC 65).

Конгрегация богослужения и таинств в 1972 представила обновленную структуру К., утвердив Чин христианского посвящения взрослых. Согласно ему, К. делится на 3 ступени. 1-я — принятие в К., 2-я — период «очищения и просвещения», сопровождающийся испытаниями, совершающимися, как правило, в течение Великого поста, и обрядом еффафа, избранием христ. имени и помазанием елеем катехуменов. 3-я ступень включает совершение таинств посвящения: крещения, миропомазания и Евхаристии. После этого начинается период мистагогии, т.е. углубленное посвящение в таинства, которое продолжается все Пасхальное время.

Новые аспекты совр. К. представлены Папой Иоанном Павлом II в апост. обращении Catechesi tradendae (1979). Напомнив о характере К. в ранней Церкви и его упадке в последующие века, Папа подчеркивает, что К. никогда не отменялся и в наст. время переживает возрождение, особенно в практике миссион. Церкви (п. 23). Ссылаясь на документы Церкви, Папа выделяет 3 формы Κ.: 1) К. взрослых, готовящихся принять таинства посвящения; 2) некрещеных детей, проходящих катехизацию; 3) взрослых, принявших крещение, но не укрепившихся в вере. Папа подчеркивает, что забота о катехуменах лежит на всей церк. общине, которая должна заботиться об их обучении и принять в свое сооб-во, обеспечив развитие и укрепление веры (п. 24).

Л. Господникова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 903-906.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 26 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 14641
    Сессий: 11
    Сейчас на сайте: 12





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024